перейти к содержанию

Что такое цифровая трансформация

Refinitiv
Refinitiv
Редактор

Сегодня в выигрышном положении оказываются те компании, которые быстро адаптируют свой бизнес под меняющиеся условия. Клиенты охотнее выбирают в партнеры тех, кто предлагает более удобный и современный сервис/товар. Один из способов модернизации рабочих процессов — цифровая трансформация. Согласно исследованию KMDA, за 2019-2020 год в России число компаний, вставших на путь трансформации, выросло в два раза.

Цифровая трансформация — это внедрение технологий digital в бизнес-процессы компании. Под этим определением понимается не только разработка чат-ботов, создание сайтов, приложений; подключение социальных сетей. В понятие также входит глубокое преобразование продуктов и услуг, организационной структуры, корпоративной культуры.

Основная суть процесса заключается в отказе от консервативных моделей работы, преобразовании продуктов/услуг организации. Этот процесс для каждой компании протекает по-своему. Трансформация может заключаться в модернизации следующих областей бизнеса:

  • управление финансами;
  • управление персоналом;
  • планирование производственной деятельности;
  • коммуникации с клиентами;
  • продажи.

Примеры цифровой трансформации в различных отраслях

  • Банковские операции, которые проводятся в цифровом режиме.
  • Купоны на покупки, акции в электронном формате.
  • Цифровые скидочные карты для покупателей в магазинах.
  • Акции в формате «нажми и получи скидку/забери товар».
  • Онлайн-счета с функцией самообслуживания.

Зачем это нужно вашей компании?

Даже если дела в вашей компании идут хорошо, цифровая трансформация необходима. Она поможет вам быть на шаг впереди конкурентов, на уровень выше ожиданий клиентов. Технологии развиваются, спрос на них растет. Цифровая трансформация позволяет решать проблемы клиента быстро, с максимальной точностью. Если вы не адаптируете бизнес к изменяющимся потребностям, возрастет угроза финансовых проблем. Фактор времени будет решающим. В начале пути вы получаете конкурентные преимущества, а переходя на новые технологии, когда это станет неотложной необходимостью, вы лишь попробуете «догнать» тех, кто давно их использует.

Вместо того, чтобы тратить огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые не соответствуют времени, не ценятся рынком, вы можете инвестировать в новые, тем самым повышая свою прибыль, увеличивая базу клиентов. Затраты на обслуживание и модернизацию устаревших неприбыльных бизнес-процессов, технологий превышают вложения в полную трансформацию. Разница лишь в том, что первые часто распределены о времени.

Основные технологии

  • Искусственный интеллект. Совокупность технологий, которая позволяет машинам воспроизводить такие же мыслительные и творческие процессы, какие может делать человек. Использование этой технологии позволяет значительно повысить производительность труда, уменьшить затраты на транзакции.
  • Машинное обучение. Способность роботов самостоятельно различать, проводить анализ и делать выводы на основе обработки больших объемов информации. Технология позволяет повысить скорость принятия решений в ключевых для бизнеса процессах.
  • Обработка больших данных. Налаженный и отработанный механизм сбора и анализа информации. От этой технологии зависит способность организации быстро приспосабливаться к изменяющемуся потребительскому спросу.
  • Роботизация бизнес-процессов. Технология, которая берет на себя обязанности по выполнению рутинных операций. Благодаря ей, сотрудники экономят свое время и силы, оставляя их для более важных задач. Роботизация сокращает количество ошибок, вызванных человеческим фактором.
  • Облачные вычисления. Надежная и многозадачная инновация, которая предназначена для ускорения цифровой трансформации компании. Принцип работы облачных вычислений основан на переводе работы с данными из физической среды в облачную.
  • Блокчейн. Технология, которая основана на связанных между собой блоках информации. При помощи блокчейна можно создать сеть хранения информации, которая будет недоступна третьим лицам.
  • Виртуальная и дополненная реальность. Виртуальные копии физических торговых точек, примерочных и т. д. Они играют большую роль в процессе цифровой трансформации.
  • Интернет вещей. Связующее звено, которое улучшает взаимодействие человека с миром высоких технологий.
  • Граничные вычисления. Технология, которая необходима для обработки и аналитики информации, которая дает преимущество в быстром принятии решений.
  • Цифровой двойник. Копии физических процессов и предметов, которые можно использовать в разных областях: от управления взаимодействия с клиентами до проектирования авиационных двигателей.
  • Процессная аналитика. Технология, которая позволяет использовать средства из интеллектуального анализа информации для реконструкции и оптимизации текущих бизнес-процессов.

Шаги на пути к полной перестройке

Успех цифровой трансформации зависит от грамотного управления и четко разработанной стратегии. Не существует универсального «рецепта» для этого процесса, однако следующие шаги актуальны для всех областей:

  • Создание команды. Для полной модернизации недостаточного одного специалиста в области информационных технологий. Необходимо собрать целую команду, которая будет состоять из опытного руководителя, HR-менеджера, который будет заниматься подборкой квалифицированных кадров.
  • Разработка стратегии. Правильно разработанный план позволит вам выбрать сферы для трансформации, наметить главную миссию компании, выбрать бизнес-модель и т. д.
  • Выполнение действий согласно стратегии. Для этого необходимо адаптировать сотрудников и руководство к будущим нововведениям, устранить текущие трудности и «узкие места». Обеспечьте персоналу компетенции для работы в рамках новых условий.

Чем цифровая трансформация отличается от цифровизации?

Эти два понятия схожи, но не стоит их путать.

Цифровизация — это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни. Она позволяет организации становиться более современной, однако, при этом, ее продукция и структура не изменяются, остаются консервативными. Такое понятие появилось еще в 60-х годах прошлого столетия, когда компания IBM представила компьютеры System/360. Из современных примеров можно выделить разработку и внедрение программного обеспечения для управления персоналом, CRM для выстраивания тесных и доверительных отношений с клиентами, ERP для работы с ресурсами предприятия и так далее.

Цифровая трансформация подразумевает изменение самих услуг и товаров компании для ее дальнейшего развития. Модифицируется базис, все надстройки которого внедряются новыми, соответствующими времени.

В каких сферах возможна цифровая трансформация?

Есть мнение, что это только про бизнес. Однако это не так. Процесс затрагивает также и другие сферы, среди которых обучение, здравоохранение, медицина, сельское хозяйство, строительство.

Трансформация сферы образования ярко проявилась в период COVID-19. В первую очередь, это коснулось персонализации. Это обусловлено тем, что каждому ученику нужно определенное время, чтобы понять материал. Цифровая трансформация повлекла за собой уроки в дистанционном формате, электронную библиотеку и журналы, онлайн-консультации с преподавателями и другие новшества.

Потребовались новые решения:

  • Внеклассные мероприятия. В онлайн-формате стали проводить не только уроки, но и классные часы, выпускные и даже спортивные соревнования.
  • Новые форматы подачи материала. Так как многие форматы нельзя реализовать при очном обучении, преподавали стали внедрять новые способы общения со студентами, чтобы разнообразить занятия.
  • Цифровая этика. Школьную форму, правила поведения и рамки рабочего дня перенеслись из класса в дистанционный формат.
  • Контроль выполнения домашних заданий. Были разработаны новые программные обеспечения, которые исключают возможность списывания и позволяют проходить тестирования в дистанционном формате.

Цифровая трансформация в медицине представлена разработкой устройств для мониторинга состояния пациентов, приложений для записи к врачу, а также внедрением телемедицины.

Цифровая трансформация товарно-сырьевого рынка

Новые технологии трансформируют трейдинг на товарно-сырьевых рынках. Благодаря этому нам доступны огромные объемы информации. Цифровые инструменты дали возможность быстро получать и обрабатывать данные. Трансформация позволила выйти на рынок специалистам по торговле разными активами и быстро инвестировать свои денежные средства.

Преимущества цифровой трансформации

Принятие решений на основе достоверных сведений

Сегодня организациям доступны огромные базы данных, которые можно использовать для принятия эффективных решений и повышения рентабельности своего бизнеса. Цифровая трансформация подразумевает использование технологии Data Driven, которая позволяет адекватно и быстро реагировать на изменившиеся спросы клиентов, персонализировать предложение и развиваться в правильном направлении.

Технология Data Driven позволяет компании четко понимать, какие товары и услуги будут пользоваться спросом. Процветание современного бизнеса невозможно без использования высоких технологий.

Повышение производительности труда

Цифровая трансформация позволяет сотрудникам эффективнее выполнять свои обязанности и принимать решения. При помощи новых технологий вы сможете автоматизировать некоторые отделы компании, например, обработку информации о потребителях или начисление заработной платы.

Цифровая трансформация также облегчает коммуникацию между разными отделами и сотрудниками. Вы сможете наладить работу в дистанционном формате и открыть доступ к облачным сервисам.

Вовлечение потребителей

Цифровая трансформация облегчает самую важную задачу для процветающего бизнеса – коммуникацию с клиентами. Она может улучшить имидж вашей организации за счет активного взаимодействия с потребителями на всех этапах сотрудничества: начиная от привлечения клиента и заканчивая обратной связью. Это ведет к повышению прибыли и эффективности бизнеса.

Обеспечение безопасности информации

Это важная задача для любого предприятия, которая требует целого комплекса операций. Например, соблюдения требований к их сохранности, защита от атак хакеров, предоставления доступа к информации. Для обеспечения безопасности информации нужно обратиться к сторонним специалистам, которые в курсе особенностей вашего предприятия. Они понимают задачи бизнеса и могут принять максимально эффективные решения.

Укрепление отношений с партнерами

Так как большинство компаний связаны между собой, то для большей эффективности следует взаимодействовать со своими партнерами, поставщиками и консультантами. Коммуницировать с ними можно не только при помощи физического документооборота.

Цифровая трансформация позволяет облегчить процесс коммуникации с клиентами, сделать его более точным и прозрачным. Оптимизация взаимодействия с партнерами позволит компании сэкономить свое время и ресурсы, а также укрепить взаимовыгодные взаимоотношения.

Подготовка и старт обновления

Цифровая трансформация начинается с составления стратегии и планирования. Нужно понять, какие задачи придется решать, какие ресурсы для этого потребуются и как внедрение новых технологий повлияет на корпоративную культуру.

1.     Планирование

Оно состоит из трех шагов:

  • Оценка положения. Она включает в себя оценку корпоративной культуры организации, бизнес-процессов и уровень подготовки сотрудников. Это даст возможность оценивать результаты цифровой трансформации, а также выявить болевые точки, которые нужно быстро устранить или использовать для своей выгоды.
  • Наметка целей. После того, как были найдены слабые места и проведена оценка ресурсов, можно приступать к разработке стратегии и постановке целей. Для этого нужно оценить возможные технологии и способы их использования.
  • Разработка бюджета. Цифровая трансформация требует вложения крупных денежных средств в новые технологии. Важно разработать бюджет, чтобы понимать количество денег, которые организация готова потратить на реструктуризацию. Бюджет составляется с учетом приоритетов и границ процесса трансформации.

2. Обеспечение административным ресурсом

После того, как вы разработали стратегию и бюджет, нужно согласовать их с руководителем. Один из главных признаков того, что ваша компания готова к изменениям — это понимание руководством всех предстоящих нововведений и ресурсов, которые для них потребуются.

3. Выбор партнеров

Для качественной цифровой трансформации следует выбрать надежного партнера, который будет:

  • предоставлять ресурсы;
  • делиться успешными практиками и подходами;
  • предлагать консультационные услуги;
  • помогать определять правильное направление трансформации.

4. Демонстрация плана сотрудникам организации

Нужно изложить план не только руководителям, но и сотрудникам. Вы сможете заручиться поддержкой своих работников и подготовить их к нововведениям.

5. Начало цифровой трансформации

Это последний этап. Новшества должны внедряться на всех уровнях организации – от рядовых сотрудников до руководителей. Важно сохранять фокус на ранее сформированных целях. Управление цифровой трансформацией должны производить функциональные группы, о формировании которых говорилось ранее. В их состав могут входить сотрудники с различными компетенциями.

Цифровая трансформация — это процесс, который позволит вам вывести свой бизнес на новый уровень. Вы сможете легко приспосабливаться к быстро сменяющимся условиям, более эффективно принимать решения, быстрее удовлетворять потребности своих клиентов. Для реализации этого процесса вам понадобится четко намеченный план с целями и грамотно разработанной стратегией, а также группа, которая будет заниматься модернизацией вашего предприятия. Работать с огромными массивами данных, которые позволят извлекать финансовую выгоду от трансформации, поможет специализированный отчет Refinitiv о цифровой трансформации товарно-сырьевого рынка.