перейти к содержанию

Показатели финансового состояния компании: что необходимо знать инвестору

Refinitiv
Refinitiv
Редактор

Инвесторам, которые вкладывают собственные финансовые средства в активы с целью получения прибыли, необходимо объективно оценить перспективы инвестиций. Чтобы принять решение о том, стоит ли вкладываться в то или иное предприятие, недостаточно просто зайти на сайт, прочитать описание его деятельности. Нужно разбираться в положении, перспективах компании, учитывать ее стоимость, быть в курсе ключевых внутрикорпоративных событий. Для этого инвестор должен изучить финансовые показатели организации.

Финансовые показатели – это цифры, за которыми нужно внимательно следить, чтобы регулярно получать отдачу от инвестиций. Каждый бизнес имеет специфические показатели, однако есть и общие, актуальные для всех организаций.

Что требуется от инвестора?

Инвестор должен уметь выбирать компании для выгодного вложения капитала. Для совершения операций ему нужен брокерский счет с суммой, которую он готов инвестировать.

Фондовые рынки нужно рассматривать как источники пассивного дохода. В качестве основного выбирают другие направления.

Правила разумного вложения средств:

  • Не заниматься спекуляцией (не пытаться заработать на сиюминутном колебании цен).
  • Не гнаться за быстрой прибылью (слишком высок риск быстрой потери средств).
  • Не торговать на ценах на нефть или новостях (слишком рискованно).
  • Заниматься тщательным исследованием финансовых показателей (лучше с привлечением экспертов).
  • Не пытаться заработать на падении ценных бумаг.
  • Не покупать акции одной компании более чем на 15% от портфеля — нужно распределить риски.

Какие финансовые показатели нужно отслеживать

  1. Выручка.

Выручка – это денежные средства, которые поступили на счет или в кассу компании за определенный промежуток времени (день, месяц, квартал, год). Этот показатель отражает финансовый результат выполненных обязательств перед клиентом.

Показатель можно учитывать только в том случае, когда право на товар или услугу полностью перешло к клиенту. Например, покупатель может вернуть продукт ненадлежащего качества в течение 14 дней после покупки, значит деньги от поставки учитываются после окончания этого срока.

Самый легкий способ постоянно контролировать выручку – отслеживать продажи продукта. Показатель можно разложить еще на два: средний чек и количество клиентов. Это позволяет определить факторы, влияющие на подъем или спад продаж. Например, если средний чек, выручка выросли, то выгодно продавать более дорогие товары. Если выручка, количество клиентов снизились, то нужно вкладывать средства в рекламу, привлекать новых покупателей.

  1. Прибыль.

Прибыль – это показатель, который отражает разницу между выручкой и расходами. Из денег на счете организации нужно заплатить аренду, коммунальные платежи, заказать товары, выполнить долговые обязательства.

Чтобы понять, выйдет ли компания в плюс, нужно построить финансовую модель бизнеса, в которой прописать убыток, точку безубыточности и, наконец, получение прибыли. Руководство должно планировать прибыль в соответствии с будущими расходами.

  1. Чистый поток финансовых средств.

Чистый поток денег – это разница между доходами и расходами за определенный промежуток времени. Показатель отражает то, зарабатывает компания деньги или тратит. Для инвесторов важнее движение денежных средств, чем прибыль, так как оно демонстрирует реальное состояние предприятия. Например, отрицательный денежный поток говорит о кризисе, периоде перестройки в организации.

Если не следить за чистым потоком, не заниматься планированием финансов, то появляется риск кассовых разрывов.

  1. Точка безубыточности.

Это объем выручки и производства, при котором все расходы будут компенсироваться. Каждая денежная сумма после прохождения точки безубыточности — это прибыль. Для подсчета этой точки нужно знать три показателя: выручку, переменные и постоянные издержки.

Постоянные издержки (затраты) не зависят от объема выпущенной продукции (аренда помещения, плата за коммунальные услуги, зарплата персонала). Переменные – это те расходы, которые напрямую связаны с объемом товаров (например, оплата доставки, покупка сырья и т. д.).

Показатель ТБУ нужно рассчитывать регулярно, например, каждый месяц.

  1. Оборотный капитал.

Оборотный капитал – это активы компании, за счет которых происходит финансирование ее деятельности.  Положительный показатель означает, что заемных средств мало, бизнес существует за счет собственных финансов. Отрицательный – что предприятие финансируется за счет кредитов.

Отрицательный оборотный капитал позволяет бизнесу расти быстрее, но одновременно с этим увеличивает риски. В долгосрочной перспективе компания должна стремиться к положительному оборотному капиталу, чтобы самостоятельно покрывать все расходы, без привлечения платных финансовых средств.

Этот показатель нужно отслеживать каждый месяц.

  1. Стоимость компании.

Для определения стоимость компании/ее акций используются мультипликаторы – показатели, которые позволяют сравнить предприятия, работающие в одной отрасли. Например, P/E отражает отношение рыночной капитализации к чистой прибыли за последний год. Он показывает, за сколько лет вложения инвестора окупятся.

Для отражения недооцененных ценных бумаг используют P/BV – отношение цены к стоимости чистых активов. Он показывает, сколько инвестору придется платить за чистые активы компании.

  1. Рост бизнеса.

Для инвесторов важна не только цена акций, но и возможности компании в будущем. Выявить перспективные предприятия не так просто, поэтому обращают внимание на финансовые показатели. Можно оценивать динамику чистой прибыли, долговой нагрузки, рентабельности бизнеса.

  • Для оценки используют отношение чистого долга к EBITDA. Чистый долг – это совокупный долг компании минус активы и денежные средства. Показывает, сколько лет понадобится, чтобы погасить свои долговые обязательства.
  • EV/EBITDA отражает стоимость компании с учетом долговых обязательств, и за какой период эта стоимость окупится, без расходов и амортизации.
  • ROE показывает рентабельность капитала организации. Чем этот параметр выше, тем более эффективно работает компания.
  1. Рентабельность капитала.

Показывает, насколько эффективно будут использоваться деньги, которые инвестор вложил в бизнес. Если рентабельность снижается, то финансовые средства перестают быть такими эффективными, как раньше. Ориентируясь на этот показатель, инвесторы решают, имеет ли смысл вкладывать в бизнес еще больше.

  1. Рентабельность по операционной прибыли.

Показывает, сколько вы получаете прибыли после оплаты постоянных и переменных издержек. Рентабельность отражает то, насколько эффективно компания управляет операционными процессами. Если этот показатель отрицательный, то в бизнесе что-то идет не так.

Для оценки рентабельности по операционной прибыли инвесторы сравнивают компании с конкурирующими фирмами и делают выводы об эффективном ведении деятельности.

  1. Эффективность персонала.

Показывает, во сколько предприятию обходятся сотрудники и как они влияют на общий финансовый результат бизнеса. Оценивая выручку и прибыль на каждого работника, доли административного, производственного и коммерческого фонда оплаты труда в выручке, можно отследить динамику эффективности персонала.

  1. Финансовая отчетность компании.

Все публичные фирмы, которые занимаются торговлей на биржах, обязаны публиковать свои финансовые результаты раз в квартал. Отчеты размещаются на официальном сайте компании или на одном из специализированных ресурсов. Отчетность РСБУ предназначается для налоговых служб, МСФО – для инвесторов. Последних должны интересовать две статьи:

  • Отчет о финансовом положении предприятия.
  • Отчет о прибылях и убытках.

Изучив эту информацию, можно узнать, есть ли у компании прибыль и каков ее размер; есть ли у нее долг и растет ли он; а также определить отношение к собственным средствам. В результате можно сделать вывод о том, нравится ли вам деятельность компании, готовы ли вы вкладывать в нее.

Инструменты Refinitiv

Refinitiv предлагает надежную информацию о финансовых показателях компаний от Reuters Fundamentals и Worldscope Fundamentals.

Reuters Fundamentals – это наиболее полная база финансовых данных с 1980-х годов, которая охватывает 99% рынков. Вы сможете получить доступ к показателям более чем 90 000 компаний.

Worldscope Fundamentals – глобальная статистика, которая позволяет получать стандартизированные и исходные данные, расчетные финансовые показатели, информацию о ценных бумагах, руководителях от более чем 85 000 эмитентов.

Преимущества работы с Refinitiv:

  • Обширные исторические данные с начала 1980-х годов: о директорах и должностных лицах, корпоративных событиях, активах и структуре организаций, сделках.
  • Стандартизированные и исходные данные о компаниях для более глубокого анализа. Они позволяют отслеживать всю историю изменений.
  • Дифференциация моделей. Вы сможете измерить эффективность бенчмарками по 15 отраслям, основанными на отраслевых метриках.
  • Удобная доставка данных в любых форматах, включая прямые фиды, десктоп и веб-сервисы.

Кроме самой полной и точной информации мы обеспечим вам доступ к сообществу профессионалов финансовых рынков (более 300 000 участников) для обмена опытом.