перейти к содержанию

Демпферный механизм – троянский конь для российских нефтегазовых компаний

Дарья Трофимова
Аналитик, Refinitiv

2020 год стал своеобразной проверкой системы налогообложения в российской нефтегазовой отрасли, которая на данный момент находится на этапе больших преобразований, начавшихся ещё в 2018 году, на возможность корректного функционирования при резких изменениях внешних условий рынка. Ряд факторов, главным из которых можно назвать стремительное падение цен на нефть, продиктованное снижением спроса на сырье на 8,8 % (по данным Мирового Энергетического Агентства) под влиянием пандемии коронавируса и примененных для ее сдерживания ограничений, указали на несовершенства многокомпонентной структуры налоговой нагрузки. На данный момент обязательные выплаты для нефтяных компаний включают в себя акцизы, НДПИ, НДС и прочие налоги.

В центре особого внимания сейчас оказался демпферный механизм – инструмент, являющийся частью «обратного» акциза, призванный уменьшить влияние резких изменений котировок нефти на стоимость топлива и восполнить упущенную прибыль нефтеперерабатывающих компаний при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок. И пока руководство страны, признав демпфер успешным проектом, обсуждает его применение в нефтегазохимической отрасли для стимулирования производства полимерных материалов, компании, в числе которых крупнейшие производители («Роснефть», «Татнефть», «Газпром нефть»), подсчитывают убытки и обращаются с просьбой усовершенствовать его работу. Какие варианты развития событий возможны для нефтепереработчиков?

Вернувшись в 2018 год, можно обнаружить, что изначально одна из главных целей создания демпфера заключалась в снижении волатильности цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке, которая возникает в том числе за счет изменения мировых цен на нефть. Данные о стоимости нефти марки Urals и автомобильного бензина на российском оптовом рынке с января по ноябрь 2020 года демонстрируют тот факт, что эта задача была успешно решена и снижение цены на сырье в апреле на 74% до 16,26 $ за баррель не повлекло за собой столь же сильного снижения цены на топливо. Основной же причиной небольшого спада цен на автобензин на 15% стало сокращение уровня потребления, вызванное введенными в марте мерами по ограничению распространения коронавирусной инфекции.

Рис. 1 Стоимость нефти марки Urals на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья и автомобильного бензина на оптовом российском рынке, январь – ноябрь 2020

Несмотря на то, что сильная корреляция между данными величинами отсутствует, такие макропараметры, как стоимость нефти и курс доллара влияют на формирование конечной стоимости продукта в том числе за счет демпфирующей надбавки.

В нынешних условиях формула расчета демпфера устроена таким образом, что работать в пользу нефтеперерабатывающих компаний она будет только при значениях курса, не превышающих 75 рублей за доллар, и цены на нефть не ниже 54 долларов за баррель.

Зависимость демпферной надбавки Кдемп от курса доллара и цены на нефть марки Urals средиземноморском и роттердамском рынках

Рис. 2 Зависимость демпферной надбавки Кдемп от курса доллара и цены на нефть марки Urals средиземноморском и роттердамском рынках

В марте демпфер начал работать в обратную сторону по причине выхода за рамки данных ограничений, вынудив компании доплачивать государственному бюджету. Ситуация, в которой инструмент, призванный помогать работе российских НПЗ, только усугубляет их положение, напоминает историю «Троянского коня».

В связи с этим на данный момент на рассмотрение внесено несколько предложений о корректировке действия формулы демпфера. Первое из них, озвученное компанией «Роснефть», заключается в обнулении демпферной надбавки, если цены внутреннего рынка на топливо становятся на 10% ниже условных и она начинает работать как дополнительный налог для НПЗ. Подобный исход является крайне невыгодным для российского бюджета, так как в таком случае становится невозможной хотя бы частичная компенсация потери выпадающих доходов. Только за период 2020 года по данным Минфина России, ФНБ получит от нефтяников 380 млрд чистыми рублей за счет демпфера, который остается отрицательным, начиная с февраля. Таким образом, очевидная выгода для бюджета, которая была инициирована стремительным изменением мировой конъюктуры, создает экстремальные условия для нефтепеработчиков, увеличивая сумму налоговых выплат.

Динамика демпфирующей надбавки Кдемп  на единицу объема, январь – ноябрь 2020

Рис. 3 Динамика демпфирующей надбавки Кдемп  на единицу объема, январь – ноябрь 2020

Ещё один способ изменения расчета – переход от фиксированных условных значений средних оптовых цен реализации моторных топлив к биржевым. Ранее были установлены фиксированные индикативные цены до 2024 года, которые не позволили рынку дать оперативную реакцию на события, повлекшие за собой изменения внешнеэкономической ситуации. Моделирование динамики изменения демпферной надбавки топлив 2020 года с использованием биржевой цены внутреннего рынка демонстрирует, что в этом случае выплаты нефтепереработчиков в бюджет в случае отрицательных значений снизились на 31%, что позволило бы им не нести такие потери, как в случае с условной ценой.

Динамика демпферной надбавки Кдемп для топлив в случае применения условной и биржевой цены внутреннего рынка, январь – ноябрь 2020

Рис. 4 Динамика демпферной надбавки Кдемп для топлив в случае применения условной и биржевой цены внутреннего рынка, январь – ноябрь 2020

2020 год стал началом новой вехи, которой будет соответствовать новая экономика. Поэтому поиск правильного баланса в вопросе налоговой нагрузки – важная задача, которую предстоит решить российскому правительству в ближайшее время. Компании, занимающиеся нефтепереработкой, становятся одними из самых уязвимых в нынешних условиях, пытаясь лавировать между соблюдением налогового законодательства и попытками восстановить маржинальность производства.  Именно поэтому механизм действия демпфера требует незамедлительного пересмотра таким образом, чтобы он был справедлив для всех сторон в более широком интервале макроэкономических параметров.


Узнайте больше о российском рынке нефти и нефтепродуктов в еженедельном издании Refinitiv «Индикаторы российского рынка нефтепродуктов». Пройдите по ссылке и получите мгновенный доступ к самому новому выпуску. В каждом выпуске издания вы найдете информацию о ценовых показателях на российском рынке нефтепродуктов. По основным видам нефтепродуктов еженедельно публикуются ценовые индикаторы в различных сегментах рынка, а также итоги биржевых торгов на российских биржевых площадках.

Предлагаем ознакомиться с решениями Refinitiv для товарно-сырьевых рынков. Наша рыночная аналитика, решения для управления данными и удобные функции для исполнения сделок дают помогут вам повысить эффективность и получить конкурентное преимущество.

Освещение энергетических и товарных рынков России и СНГ от экспертов Refinitiv – узнайте больше о нашей команде аналитиков и получите бесплатный доступ к 99 примерам отчетов по нефти и нефтепродуктам.