перейти к содержанию

IMO 2020: новые экологические требования – уже реальность

Ирина Аветисян
Ирина Аветисян
Аналитик рынка нефти и нефтепродуктов
Ихсан Хакк
Ихсан Хакк
Ведущий аналитик, Oil Research and Forecasts

Переход к использованию низкосернистого судового топлива с 1 января 2020 года в связи со вступлением в силу новых экологических требований Международной морской организации (далее IMO) является настоящим вызовом для нефтяного рынка. Особенно болезненным соответствующий переход может оказаться для производителей из России, Ближнего Востока и Латинской Америки, перерабатывающих средне и высокосернистую нефть, в отличии от производителей, использующих низкосернистые сорта нефти. Нефтеперерабатывающие предприятия и бункерные компании вынуждены снижать уровень содержания серы в топливе, чтобы соответствовать новому экологическому регламенту.

Переход на низкосернистое бункерное топливо мог бы быть еще более плачевным для рынка в случае отсутствия ограничений в рамках соглашения «ОПЕК+» и сокращения предложения нефти Ираном и Венесуэлой, производителей преимущественно средне и высокосернистой нефти, вынужденно снизивших добычу. Общий объем добычи нефти стран ОПЕК сократился приблизительно на 2 млн барр./сутки по сравнению с уровнем октября 2017 года, а добыча среднесернистых сортов упала почти на 5 млн барр./сутки. В то же время, добыча нефти в России увеличилась на 30 тыс. барр. /сутки за аналогичный период времени.

Объем добычи средне и высокосернистой нефти стран ОПЕК, млн барр EIA

Источник: EIA

Рис. 1: Объем добычи средне и высокосернистой нефти стран ОПЕК, млн барр.

Российский сорт нефти Urals является ключевым индикатором цен на среднесернистую нефть в Европе. Нефть Urals транспортируется по нефтепроводу «Дружба», а также через порты балтийского и черноморского бассейнов. Наибольший объем нефти марки Urals отгружается через балтийские порты Приморск и Усть-Луга, в то время как перевалка через черноморский порт Новороссийск снижается по сравнению с объемами предыдущих лет.

Выход нефтепродуктов по сортам нефти EIA

Источник: EIA

Рис. 2: Выход нефтепродуктов по сортам нефти

На рынке северо-западной Европы, Urals соперничает не только с ближневосточными сортами нефти, такими как Arab Light и Basrah Light, но и с региональными марками – британской Forties и новым сортом норвежской нефти – Johan Sverdrup. В условиях простой перегонки нефти, Urals дает наименьший выход мазута по сравнению с региональными конкурентами. Однако уровень содержания серы в Urals все же выше, чем в Forties и Johan Sverdrup, но ниже, чем в Arab Light и Basrah Light.

Уровень содержания серы по сортам нефти Refinitiv

Источник: Refinitiv

Рис. 3: Уровень содержания серы по сортам нефти

Urals представляет собой нефть с высоким процентом выхода мазута и газойля. Благодаря более лучшему качеству и характеристикам, Urals обычно реализуется с премией по отношению к своим ближневосточным конкурентам. На Европейском рынке российская Urals торгуется с дисконтом к Dated Brent. Многие прогнозные агентства ожидали, что в конце 2019 года Urals будет реализовываться с дисконтом $4/bbl-$5/bbl к Dated Brent, из-за перенасыщения рынка мазутом. Несмотря на обвал цен на мазут в конце 2019 года, цены на газойль остались относительно стабильными, а сокращение предложения средне и высокосернистой нефти на рынке оказало поддержку Urals. Однако тенденция к понижению цен все же нарастает.

Дифференциалы нефти Urals vs Arab Light на базисе северо-западной Европы (NWЕ) Refinitiv

Источник: Refinitiv, Eikon

Рис. 4: Дифференциалы нефти Urals vs Arab Light на базисе северо-западной Европы (NWЕ)

Высокосернистый мазут является ключевым компонентом нефти марки Urals, использующимся для производства судового топлива или для генерации электрической и тепловой энергии. Несмотря на то, что большинство стран уже отказалось от использования высокосернистого мазута для производства электроэнергии, некоторые страны, особенно на Ближнем Востоке, по-прежнему используют мазут в дополнение к природному газу и солнечной энергетике.

Стоимость нефти Urals и газойля (GO) на базисе северо-западной Европы (NWЕ)

Источник: Eikon

Рис. 5: Стоимость нефти Urals и низкосернистого мазута (LSFO) на базисе северо-западной Европы (NWЕ)

Существует несколько способов снижения уровня содержания серы в мазуте. Производители могут перерабатывать низкосернистую нефть, например, такую как нефть Doba, добываемую в Чаде. Повышенный спрос на низкосернистые сорта нефти привел к резкому росту цен в конце 2019 года. Так, например, австралийский сорт нефти Pyrenees торговался с премией до 17 долл./барр. к Dated Brent. В случае если производителям недоступна нефть с низким уровнем содержания серы, им придется модернизировать предприятия с целью более глубокой переработки топлива и удаления серы. Сложные нефтеперерабатывающие предприятия могут перерабатывать средне и высокосернистую нефть, такую как Urals, для увеличения выхода бензиновых и дизельных фракций.

Стоимость нефти Urals и газойля (GO) на базисе северо-западной Европы (NWЕ) Eikon

Источник: Eikon

Рис. 6: Стоимость нефти Urals и газойля (GO) на базисе северо-западной Европы (NWЕ)

 

Табл. 1: Спрос на судовое топливо в мире

Спрос на судовое топливо в мире

Источник: Refinitiv

Спрос на судовое топливо составит в среднем около 15.6 млн мт/мес. в начале 2020 года. По оценкам почти 2.5 млн мт высокосернистого мазута (HSFO) будет потреблено судами, оснащенными скрубберами, число которых может превысить 4000 штук к концу 2020 года. Рост ставок фрахта в октябре 2019 года, спровоцированный санкциями США против крупнейшей китайской судоходной компании Cosco, привел к тому, что судовладельцы временно отложили установку скрубберов. Остальная часть спроса должна будет быть покрыта низкосернистым мазутом (VLSFO) или морским газойлем (MGO). В долгосрочной перспективе альтернативой традиционному топливу может стать СПГ бункеровка.

Бункерный рынок Азии и Ближнего Востока вероятнее всего будет испытывать недостаток в размере 3 млн мт низкосернистого топлива в месяц, при спросе на уровне около 9 млн мт/мес. Объемы запасов на суше и в морских хранилищах более чем 30 судов содержат более 7 млн мт топлива, достаточного для удовлетворения спроса в первые месяцы 2020 года. Более чем 1.5 млн мт также содержится в хранилищах на Ближнем Востоке. Однако по мере истощения запасов низкосернистого топлива в хранилищах придется все же прибегнуть к использованию морского газойля, по крайней мере на начальных порах.

Ожидается, что по сравнению с Азиатским рынком, Европейский и Американский рынки будут располагать достаточным объемом низкосернистого мазута. Европейский рынок с ежемесячным объемом потребления в районе 3 млн мт будет сбалансирован или будет находиться в состоянии легкого профицита. В то время как американский рынок с аналогичным объёмом потребления будет перенасыщен, что допускает некоторое перераспределение поставок в азиатском направлении.

Ожидается также, что некоторые районы Западной Африки будут испытывать дефицит, а иногда и вовсе отсутствие низкосернистого бункерного топлива, что может служить причиной замедления товарооборота данных стран. Морским судам, заправляющимся в портах таких стран, вероятно придется бункероваться высокосернистым топливом, что может создать проблемы по возвращении в регионы со строгой приверженностью новому регламенту IMO. Хотя на начальных этапах еще возможно избежать санкций, в связи с отсутствием на рынке достаточного объема низкосернистого судового топлива.

Вероятнее всего, что избыточные объемы высокосернистого мазута найдут применение в энергетической отрасли. Ожидается, что цены на высокосернистый мазут упадут на 50%, что послужит достаточным стимулом для его использования на электростанциях таких стран, как Саудовская Аравия. До 3.2 млн мт высокосернистого мазута взамен нефти в 2020 году может быть использовано на электростанциях и опреснительных установках Саудовской Аравии. Падение цен также подогревает интерес к высокосернистому мазуту в качества сырья для переработки на сложных НПЗ, особенно в США.

Цены на средне и высокосернистую нефть в обозримом будущем будут оставаться под влиянием понижательного тренда. Некоторые простые НПЗ с более чем 40% выходом мазута имеют незначительные шансы продолжить свое функционирование. С другой стороны такой ход событий будет способствовать восстановлению маржи производства высокосернистого мазута, а вследствие этого к укреплению дифференциалов среде и высокосернистых сортов нефти.

Переход на низкосернистое бункерное топливо является тревожным сигналом для российских НПЗ, так как это требует дальнейшей модернизации производства с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов, таких как бензин и газойль, что с другой стороны позволит не только снизить экологический вред, но и увеличить маржу и доходы производителей.