перейти к содержанию

Краткий обзор российского рынка авиационного керосина за 2019 год

Евгения Пандова
Старший аналитик

Подводя итоги 2019 года, участники рынка авиационного керосина не пришли к однозначному мнению: для производителей продукта год в целом носил позитивный характер, а вот представители авиакомпаний начиная со второй половины года были обеспокоены растущей стоимостью продукта на внутреннем российском рынке. Для понимания ситуации стоит обратится к фактическими ключевыми показателями рынка авиационного керосина в РФ за 2019 год.

Производство

Объем производства авиакеросина на НПЗ России в 2019 году составил 12 523.7 тыс. тонн. По сравнению с 2018 годом выпуск авиатоплива незначительно сократился – на 1.3%.

Ежемесячная динамика выпуска авиационного топлива, как видно на Рис. 1, в первые 4 месяца 2019 года практически не отличается от прошлого года, даже просматривается явный тренд к ежемесячному увеличению объемов в среднем на 4.6% в месяц. Но в мае и июне замечено явное сокращение выпускаемых объемов топлива на 10.2% и на 11.7% соответственно, в сравнении с аналогичными месяцами прошлого года. К июлю производители в ожидании сезонного роста потребления увеличили выпуск топлива, однако рост не оправдал надежд участников рынка. Поэтому в последующие месяцы выпуск авиационного керосина на НПЗ РФ был меньше показателей прошлого года.

Динамика объемов производства авиационного керосина, 2018 - 2019 гг., тыс. тонн

Рис. 1: Динамика объемов производства авиационного керосина, 2018 – 2019 гг., тыс. тонн

Структура производства авиационного топлива в РФ стабильна (Рис. 2). Лидирующие позиции сохраняются за тремя компаниями: ПАО “НК “Роснефть” – 3 342.0 тыс. тонн (- 6.4% к 2018 г.);  ПАО «Газпром Нефть» – 3 184.2 тыс. тонн  (- 2.8% к 2018 г.) и ПАО «ЛУКОЙЛ» – 2 186.4 тыс. тонн       (+ 3.0% к 2018 г.). Суммарная доля трех лидирующих компаний составила 74.8% (против 75.7% за 2018 г.) от суммарного объема производства.

Следует отметить, что в 2019 году на большинстве НПЗ наблюдается уменьшение выпуска продукта. Производители, учитывая текущую конъюнктуру рынка, стали оперативно реагировать на изменения количества потребляемого продукта: стараясь избегать критических ситуаций с затовариванием и дефицитом авиационного керосина у покупателей.

Рис. 2: Структура производства авиационного керосина по компаниям, 2019 г., %

Рис. 2: Структура производства авиационного керосина по компаниям, 2019 г., %

Внутренний рынок

С начала 2019 года основной объем внутрироссийского спроса на авиационное топливо обеспечивался продукцией 3-х крупнейших компаний-производителей (Рис. 3), поставивших на внутренний рынок за рассматриваемый период 9.1 млн тонн авиатоплива. Доля данных компаний-поставщиков на российском рынке составила 84.9%. В 2018 г. объем поставок топлива с НПЗ данных компаний был чуть выше – 9.2 млн тонн, доля присутствия на внутреннем рынке – 82.7%.

Рис. 3: Структура поставок авиационного керосина на внутренний рынок по компаниям, 2019 г., %

 

Рис. 3: Структура поставок авиационного керосина на внутренний рынок по компаниям, 2019 г., %

Структура распределения авиатоплива в России также достаточно стабильна, основной объем потребления топлива приходится на Центральный ФО (доля в 2019 г. – 53.0% от суммарного объема поставок продукта) благодаря расположению крупнейших в РФ аэропортов – аэропорты Московского авиаузла (МАУ). Объем поставок топлива в ЦФО в 2019 году увеличился до 5.7 млн тонн (+10.6% к 2018 году) именно благодаря росту потребления авиакеросина двумя аэропортами  МАУ – Шереметьево (+19.8% к 2018 году) и Внуково (+1.7% к 2018 году).

Потребление авиационного керосина на внутреннем рынке

Спрос на авиатопливо со стороны российских потребителей составил 10 294.7 тыс. тонн. По сравнению с 2018 г. Наблюдалось увеличение объемов потребления авиакеросина на внутреннем рынке на 4.1%.

Динамика потребления авиационного керосина на внутреннем рынке РФ, 2018 - 2019 гг., тыс. тонн

Рис. 4: Динамика потребления авиационного керосина на внутреннем рынке РФ, 2018 – 2019 гг., тыс. тонн

На Рис. 4 показана динамика ежемесячных объемов потребления авиакеросина на внутреннем рынке в 2018-2019 гг. Незначительное сокращение потребления продукта наблюдалось в мае на 1.1% (до 826.9 тыс. тонн против 836.4 тыс. тонн в мае 2018 г.). После уверенного роста в летние месяцы (в среднем на 8.8%) снижение объемов возобновилось в период с сентября по ноябрь 2019 года, когда уровень потребления топлива в РФ также был ниже показателей прошлого года. По мнению опрошенных участников рынка, такой динамике, возможно, способствовало не фактическое сокращение потребления авиатоплива, а снижение притока продукта из фондов государственных хранилищ, которое в прошлом году пришлось именно на данные месяцы. В сегменте заправок ВС, входящих в состав гражданской авиации, участники рынка не наблюдали сокращения потребляемых объемов. Оценочный запас продукта на конец года на внутреннем рынке составлял 0.3 млн тонн.

Гражданская авиация является основным потребителем авиакеросина в РФ. По данным статистики Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в 2019 году объем пассажирских перевозок составил 128.1 млн человек, что на 10.3% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Причем темпы роста в сегменте международных перевозок превышают показатели по внутренним направлениям. Так, услугами авиаперевозчиков на международных направлениях воспользовалось 55.1 млн человек (на 7.8 млн человек или на 16.3% больше, чем в 2018 г.), а по России – 73.1 млн человек (на 4.3 млн человек или на 5.5% больше, чем в 2018 г.). При этом процент занятости пассажирских кресел составил 83.9%, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 0.1 процентный пункт. Кроме того, до 1.15 млн тонн (на -2.4%) снизился объем перевозок грузов и почты.

Экспорт

Экспорт авиакеросина из России в 2019 году снизился до 1.6 млн тонн, что на 8.8% меньше показателей 2018 года. Доля экспортных отгрузок от суммарного объема выпуска продукта составила 13.2% (Рис. 5).

Рис.5: Динамика экспорта авиационного керосина, 2018 и 2019 гг.

Рис.5: Динамика экспорта авиационного керосина, 2018 и 2019 гг.

Основную часть экспорта авиационного керосина из РФ составила продукция компании ОАО «Новатэк» – 1.1 млн тонн (или 65.8% от суммарного объема экспортных отгрузок). Весь объем производимого на данном НПЗ авиационного топлива (марки Джет А-1) отгружается на экспорт. С выходом на рынок объемов авиационного топлива НПЗ Новатэк-Усть-Луга, основным рынком сбыта российского топлива стали скандинавские страны Европы, куда и направлялся весь объем топлива с данного завода.

Экспорт авиационного топлива по другому ключевому направлению – Азиатские страны СНГ – также снизился. Темп падения составил 41.5%.

В настоящее время российский авиакеросин не ориентирован на крупные оптовые экспортные отгрузки, основной объем топлива потребляется внутри страны. Однако крупнейшие производители топлива, компании Роснефть и Газпром нефть, не раз озвучивали свою заинтересованность в расширении оптовых поставок российского топлива зарубежным потребителям. В частности, речь шла о возможных отгрузках авиакеросина в Китай.

Как видно на Рис. 6, средняя расчетная стоимость авиационного керосина на внутреннем рынке России (45 346.0 руб./т) в 2019 году превышает расчетную стоимость продукта при экспорте (41 028.4 руб./т) на 10.5% или на 4 317.5 руб./т.

Рис.6: Динамика экспорта из РФ, нетбэка и стоимости авиационного керосина в России, январь 2018 г. – декабрь 2019 г.

Рис.6: Динамика экспорта из РФ, нетбэка и стоимости авиационного керосина в России, январь 2018 г. – декабрь 2019 г.

В начале года (с января по март) разрыв был особенно ощутимым, однако плавное снижение мировых котировок в совокупности с убывающим курсом USD по отношению к рублю способствовало тому, что показатели нетбэка не превысили средние цены внутреннего рынка. На фоне усиления контроля за топливным сегментом со стороны государственных регулирующих органов и сезонного роста спроса на внутреннем рынке это не привело к увеличению экспорта. К концу года ситуация повторилась – разница между нетбэком и стоимостью продукта на внутреннем рынке вновь существенно увеличилась, но в данном случае, участники рынка объясняли этот факт исключительно снижением мировых котировок авиационного топлива, которые в ноябре-декабре показывали отрицательную динамику. Таким образом, реализация топлива внутри РФ более привлекательна.

Ожидание и реальность 2020 …

По данным Refinitiv, объем производства авиакеросина за два месяца текущего года практически соответствует показателям 2019 года. Так объем производства авиакеросина на НПЗ РФ за январь-февраль 2020 года составил 1 934.8 тыс. тонн, что на 0.3% ниже показателей за аналогичный период прошлого года.

Текущие изменения, вызванные масштабным распространением COVID-19, вносят свои коррективы, которые, в первую очередь отражаются на отрасли авиаперевозок на всем мировом пространстве. По предварительной оценке, объем потребления топлива в России будет снижаться, многие НПЗ будут вынуждены существенно сократить объем производимого авиакеросина.

Фактические итоги отрасли за 1 квартал текущего года с учетом изменений ключевых показателей рынка будут представлены в информационном бюллетене «Авиационный керосин. Баланс спроса и предложения. 1 квартал 2020 года». Свяжитесь с нами для получения информации о товарно-сырьевых рынках в Eikon.