перейти к содержанию

Рынок мазута в России в первом полугодии 2021 года

Ирина Боград
Старший Аналитик, Refinitiv

Рынок мазута в России в 1-м полугодии 2021 г. развивался на фоне растущих цен как внешнем, так и на внутреннем рынках, что способствовало росту экспорта и довольно «драматичному» сокращению поставок на внутренний рынок (табл. 1).

Табл.1. Изменение основных показателей рынка мазута топочного в 1 пол. 2021г. по сравнению с 1 пол. 2020 г.

Объем производства мазута топочного товарного в 1 пол. 2021 г. вырос почти на 1 млн т по сравнению 1 полугодием 2020 г. и составил 21.8 млн т. Несмотря на этот рост, базой для которого был низкий уровень производства в период пандемии коронавируса  1 пол. 2021 г., сохранилась многолетняя тенденция сокращения объемов производства товарного мазута (рис.1).

Рис.1. Производство мазута товарного

Если в предыдущие годы эта тенденция базировалась на росте объемов переработки мазута с целью увеличения производства светлых нефтепродуктов, то, начиная с 2020 г. добавился еще один фактор – качество товарного мазута, из-за регламентации содержания серы в темном (остаточном) судовом топливе согласно нормативам MARPOL.

Увеличение выпуска товарного мазута в 1 пол. 2021 г. было связано и с ростом объема переработки нефти. Объем переработки нефти в 1 пол. 2021 г. примерно на 4 млн т превысил уровень 1 пол. 2020 г.

Большая часть мазута, получаемого в процессе атмосферной перегонки, преобразуется в сырье для установок глубокой переработки нефти. Оценка распределения ресурсов валового мазута по направлениям использования представлены на рис. 2. Объемы по всем позициям оценены в эквиваленте мазута. Компонент мазута товарного – мазут, очищенный от продуктов висбрекинга.

Рис.2. Распределения ресурсов валового мазута по направлениям использования в % и в млн т (Оценка)

Системным фактором, влияющим на уровень производства товарного мазута – соотношение мощностей первичной и глубокой переработки нефти. В 2020 г. новые мощности по глубокой переработке нефти не вводились. В мае 2021 г. состоялся официальный ввод в строй установки каталитического крекинга на Танеко (Татнефть) мощностью 1 млн т/год. В конце 2-го кв. 2021 г. на Газпромнефть-ОНПЗ начались пусконаладочные работы на установке гидрокрекинга комплекса глубокой переработки нефти мощностью более 2.0 млн т/г. На результаты 1 пол. 2021 г. это не повлияло значительно, но в перспективе, это скажется и на уровне выпуска топочного мазута и топлива судового остаточного.

Рис. 3. Динамика производства мазута топочного товарного с 1 кв. 2019 г. по 2 кв. 2020 г.

Что касается текущего состояния, то объемы выпуска мазута товарного зависят от объема переработки нефти, простоев установок как первичной, так и глубокой переработки при проведении ремонтов или простоев, спроса, который подвержен сезонности, в связи с климатическими особенностями страны, ценовой конъюнктуры и пр. Как правило, минимальная выработка товарного мазута бывает во 2-м и 3-м кварталах года. О возвращении к нормальному состоянию рынка товарного мазута в «постпандемийный» период говорит то, что, если во 2-м квартале 2020 г. по сравнению с 1 кв. 2020 г. снижение составило более 22.0%, то в 2021 г. аналогичный показатель составил только 3%.

Крупнейший производитель мазута топочного компания НК «Роснефть» даже без учета производства мазута аффилированными компаниями произвела на своих НПЗ в 1 пол 2021 г. более 1/3 от суммарных объемов производства товарного мазута (рис.4.).

Рис.4. Структура производства товарного мазута по компаниям, 1 пол. 2021

Стремительный рост цен на мазут, начавшийся после достижения минимального значения в апреле 2020 г., сначала стимулировал спрос на внутреннем рынке, и уже в 2020 г. цены достигли очень высокого уровня, который не наблюдался, как минимум, с 2015 г., но цены продолжали расти и в 2021 г. Аналогичная глубина падения цен наблюдалась в январе-феврале 2016 г., что вызвало беспрецедентный рост закупок мазута топочного энергетиками. С сентября 2020 г., когда, как правило, начинаются закупки мазута топочного для обеспечения запасов перед отопительным сезоном, производители мазута стали подтягивать цены на внутреннем рынке к ценам экспортного паритета «net-back». В 1 кв. 2021 г. разница между ценами net-back и ценами на внутреннем рынке держалась в среднем на уровне 1469 руб./т (19.8$/t), а во 2 кв. 2021 г. сократилась до 850 руб./т (11.5 $/t). Сложилась очень благоприятная ситуация для экспорта и в 1 пол. 2021 г. на рынок России поступило только 19% товарного мазута (рис. 5).

Рис.5. Отгрузки мазута топочного на внутренний рынок и на экспорт, цены на внутреннем рынке и цены экспортного паритета «net-back»

Уровень спроса на товарный мазут зависит, в основном, от использования его в качестве бункерного топлива или компонента при производстве топлива остаточного судового топлива. Данный сектор занимает крупнейшую долю в общем объеме потребления товарного мазута на внутреннем рынке (Рис. 6).

Рис. 6. Структура потребления мазута по направлениям использования

Доля этого сектора бункеровки в общем объеме потребления мазута в 1 пол. 2021 г. значительно сократилась даже по сравнению с 2020 г. Возможные причины кроятся в качественных характеристиках мазута, производимого в России (только порядка 7% от общего мазута имеют самое содержание до 1.5%), а также в высоком уровне цен на судовое топливо и узкий «спрэд» как между ценами на мазут и судовое топливо и аналогичными ценами на судовое топливо в Западной Европе.

Рис. 7. Отгрузки мазута в сектор судового топлива и цены на топливо судовое остаточное, январь 2019 г. – июнь 2021 г.

По оценкам, непосредственно мазут топочный составляет в настоящее время лишь 10% от общего объема забункерованного темного судового топлива, остальное – топливо судовое остаточное производимое на НПЗ, а также компаниями, специализирующимся на производстве остаточного судового топлива с соответствующими требованиям MARPOL кондициями.

Что касается энергетического сектора потребления мазута (крупные мощности, генерирующие электроэнергию и тепло, котельные и т.п.), то ежегодный объем потребления держится стабильным уже много лет. Но уровень закупок мазута в течение года зависит сезона потребления и во многом от цен (рис. 8).

Рис. 8. Отгрузки мазута в сектор энергетики и цены на мазут топочный на внутреннем рынке, январь 2019 – июнь 2021 г.

Экспорт товарного мазута из России в 1 пол. 2021 г. составил 17.5 млн т или 80.4 % от объема производства. Более 86% экспорта – продукция 4-х крупнейших и аффилированных с отдельными из них нефтяных компаний (НК Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром нефть и ЛУКОЙЛ).

География экспорта мазута из России затрагивает все части света, но крупнейшие регионы-импортеры – это страны, расположенные в Европе и в Северной Америке. На их долю в 1 пол. 2021 г. пришлось почти 77% от общего экспорта мазута из России.

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в 1 пол. 2021 г. были увеличены отгрузок в европейские страны и страны Ближнего Востока и Северной Африки (рис. 9).

Рис. 9. Экспорт мазута товарного по регионам мира в 1 пол. 2021 и 1 пол. 2020

Соединенные Штаты Америки уже длительное время являются крупнейшей страной – импортером российского мазута, несмотря на небольшое сокращение экспорта по сравнению с 1 пол. 2020 г. (-7.7%). Нидерланды опять проявились как одна из крупнейших стран-импортеров с ростом в 88.1 %. Обращает на себя внимание и рост экспорта в такие страны как Объединенные Арабские Эмираты и Индия.

На страны, представленные в данных таблицы 2, пришлось 65% экспорта России в 1 пол. 2021 г.

Табл. 2. Экспорт мазута топочного по крупнейшим странам-импортерам, 1 кв. 2021 г.

Почти весь экспорт мазута из России осуществляется морским путем, главным образом через порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейна. Небольшие объемы отгружаются через дальневосточные порты в Китай и страны юго-Восточной Азии.

В портах Балтийского бассейна в 1 пол. 2021 г. было обработано порядка 10.3 млн т мазута топочного, немногим более, чем в 1 пол. 2020 г. (+2,6%). В портах Азово-Черноморского бассейна было обработано 6.9 млн т мазута, что на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Объемы перевалки по бассейнам проиллюстрированы диаграммой на рис. 10.

Рис. 10. Перевалка мазута по морским бассейнам России, 1 пол. 2020 г. и 1 пол. 2021 г.

За 3 месяца навигации (с апреля по июнь) по рекам в порты для дальнейшего экспорта было поставлено порядка 1.2 млн тонн мазута, в т. ч. в порты Высоцк и Санкт-Петербург поступило около 0.5 млн т. мазута, в Азово-Черноморские порты, главным образом в порт Кавказ, порядка 0.7 тыс. т.

Крупнейший порт перевалки мазута на экспорт – порт Усть-Луга. В 1 пол. 2021 г. в порту было обработано примерно столько же мазута, сколько за аналогичный период прошлого года. Весь прирост экспорта распределился между остальными портами Балтийского, а также Азовского и Черного морей (Рис. 11).

Рис. 11. Перевалка мазут по морским портам России, 1 пол. 2020 г и 1 пол. 2021 г.

Таким образом, внутренний рынок мазута в 1 пол. 2021 г. испытывал не лучшие времена из-за ослабления спроса и высоких цен, способствовавших вывозу его за рубеж, качественных характеристик мазута (что стало особенно актуальным с 2020 г.) и т.д. С другой стороны, это было благоприятное время для экспорта мазута, который в свою очередь поддерживал уровень производства и не создавал избытка продукта на внутреннем рынке.


Узнайте больше о российском рынке нефти и нефтепродуктов в еженедельном издании Refinitiv «Индикаторы российского рынка нефтепродуктов». Пройдите по ссылке и получите мгновенный доступ к самому новому выпуску. В каждом выпуске издания вы найдете информацию о ценовых показателях на российском рынке нефтепродуктов. По основным видам нефтепродуктов еженедельно публикуются ценовые индикаторы в различных сегментах рынка, а также итоги биржевых торгов на российских биржевых площадках.

Предлагаем ознакомиться с решениями Refinitiv для товарно-сырьевых рынков. Наша рыночная аналитика, решения для управления данными и удобные функции для исполнения сделок дают помогут вам повысить эффективность и получить конкурентное преимущество.

Освещение энергетических и товарных рынков России и СНГ от экспертов Refinitiv – узнайте больше о нашей команде аналитиков и получите бесплатный доступ к 99 примерам отчетов по нефти и нефтепродуктам.