перейти к содержанию

Текущее состояние российского топливного рынка

Refinitiv
Refinitiv
Редактор

Главным итогом уходящего года на топливном рынке России является не производственные показатели и доля на мировых рынках, а принятие новых демпферных механизмов, которые окажут влияние на весь внутренний топливный рынок. В конце года шли ожесточенные дебаты по поводу окончательных формул, коридоров и надбавок, но в итоге механизм все равно вызывает очень много вопросов и опасений.


  • Начало года ознаменовалось сокращением оптовых цен на 92 бензин, розничные цены наоборот показали небольшой рост, несмотря на принятое решение о заморозке цен.
  • В зимний сезон традиционно снижаются цены моторное топливо, однако оптовые цены показывают значительный разброс по стране, например, по А-92 он составляет от 39 до 88 тысяч рублей за тонну. Традиционно высокие цены наблюдаются в Якутии и Камчатском крае.
  • Самый существенный рост в оптовом сегменте наблюдается для СУГ.

Цены на топливо в России

В начале этого года Россия обогнала Соединенный Штаты Америки по ценам на 92-ой бензин (см. график), а по некоторым штатам и по 95-му, что является скорее индикатором проблем в отрасли, нежели беспрецедентных темпов экономического роста.


Именно регулярные «налоговые маневры» привели к росту цен в оптовом и розничном сегментах. Топливные нетбэки постоянно растут в последние годы (см. график) в первую очередь за счет роста акцизов и НДС, а также за счет сокращения экспортных пошлин, и ослабления рубля вследствие изменения валютной политики Минфина («бюджетное правило»).

Текущие макроэкономические факторы не оказывают в начале года столь негативного воздействия на российский рынок, как российские налоги. Особенно это влияние хорошо видно на примере дизельного топлива, оптовые цены на которое выросли с 2017 года на 45%, а розничные на 27% (см. график). Да рост цен на дизель наблюдается в Европе, однако он составил всего 18%.

Равнодоходность, которой нет

Максимизация прибыли – это абсолютно естественное желание любой компании, а тем более нефтегазовой. Диспропорции на рынке приводят к возникновению арбитражных сделок, либо к появлению теневой экономики. О необходимости выстраивания системы равнодоходности при поставках на внутренний рынок и на экспорт говорят давно, но раньше мы видели субсидирование внутреннего рынка, а сейчас наблюдается обратная ситуация (см. график). Так суммарные затраты при экспорте не превышают 5тыс. рублей на тонну, в то время как только акциз больше чем в 2 раза и составляет 12 314 руб. за тонну.

То есть при прочих равных условиях, о чем всегда приходится говорить, при одинаковых ценах на зарубежных рынках, при одинаковом курсе и т.д. затраты при поставках на внутренний рынок априори выше, чем при поставке на экспорт. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такие диспропорции и возникающие арбитражные сделки приходится сдерживать либо «ручным регулированием» либо угрозами введения заградительных экспортных пошлин для выравнивания доходности.

Биржевые бенчмарки демпфера

С 2016 года увеличивался спрэд между нетбэком и внутренним рынком, максимум которого пришелся на прошлый год. В конце года нетбэк сократился на фоне снижения цен на топливо в Европе, однако в начале этого года рост возобновился, как и спрэд. Основной вопрос для производителей бензина – величина спреда и возможные демпфирующие компенсации. Так как спред в прошлом году удерживался за счет «ручного регулирования» и компании вместо компенсаций, получали убытки в этом сегменте рынка, выполняя свою социальную функцию,  то в этом году компании ожидали демпфирующих премий. К большому сожалению, по итогам января они их не увидели.

На графике ниже представлена динамика биржевых территориальных индексов и нетбэклов. Территориальный индекс европейской части РФ, который принят в качестве индикатора, определяющего состояние российского рынка, меньше индекса для Сибири и Дальнего Востока, вследствие высокой конкуренции и большого числа производителей, а также низких транспортных издержек. Использование именно этого биржевого  индикатора выводит в тень топливный рынок остальной части России, что может привести к еще большей разнице в ценах на топливо.

Демпфер

Демпфирующая надбавка – это не денежные средства, которые компания должна фактически перечислить в бюджет, а именно «надбавка» к налоговому вычету на нефть, для компаний перерабатывающий ее и имеющих соответствующее свидетельство. Итоговая демпфирующая надбавка состоит из суммы двух частей – бензиновой и дизельной.

В налоговом кодексе определены так называемые «условные значения оптовой цены реализации» для автомобильного бензина АИ-92 и дизельного топлива, которые в этом году составляют 56 000 и 50 000 рублей за тонну, а в последующие годы индексируются на 5%. В случае если среднемесячное значение территориального биржевого индекса для АИ-92 или дизельного топлива отклоняется больше, чем на 10% в большую сторону от условной цены реализации, демпфирующая надбавка принимается равной нулю.

В иных случаях демпфирующая надбавка для топлива рассчитывается как разница между среднемесячным значением нетбэка и установленной условной ценой, увеличенной, в случае положительного значения, на 5600 рублей на тонну для АИ-92 и 5000 рублей натонну для дизельного топлива. Полученная сумма бензиновой и дизельной части умножается на 0,6, а в последующие годы на 0,5. То есть компенсируется половина разности между нетбэком и установленной условной ценой на топливо.

Как было отмечено ранее, в январе месяце производители получили отрицательный демпфер по автомобильному бензину (см. график), который был компенсирован положительным демпфером для дизельного топлива. Таким образом, суммарно в январе компании получили дополнительный налоговый вычет к акцизу на нефть, однако многие заявили, что не довольны результатами работы механизма.

На эти заявления хочется заметить, что запуск механизма (в идеале) должен осуществляться после его проверки и с учетом мнения экспертов, которые неоднократно заявляли о необходимости сокращения акцизов и о недопустимости роста НДС.


С учетом текущих форвардных кривых на топливо мы видим, что отрицательный демпфер на автомобильный бензин сохранится в ближайший год, а вот рост цен на дизельное топливо в Европе будет приводить к положительной величине демпфирующей надбавки.
В случае падения цен на мировых рынках, российские компании будут вынуждены компенсировать отрицательный демпфер через рост внутренних цен, а в случае роста нетбэков, только присутствие ручного управления, будет сдерживать от желания получить помимо бухгалтерской, еще и фактическую прибыль.

 

Стоит отметить, что если в первом варианте демпфирующего механизма при снижении нетбэка, компании могли выйти за нижнюю границу 10-процентного коридора, и таким образом обнулить вычет, то сейчас нижняя граница отсутствует и только рост цен способен компенсировать бухгалтерские убытки. Таким образом, уже сам демпфирующий механизм предопределяет рост цен на внутреннем рынке, отсутствие существенных колебаний, и как следствие, сглаживание сезонных пиков.