перейти к содержанию

Время перемен: как изменятся цены на топливо в 2021 году

Дарья Трофимова
Аналитик, Refinitiv

*Данные, представленные в статье, актуальны на момент публикации (12.04.2021г.)

В январе 2021 года Министерство финансов совместно с Министерством энергетики России в очередной раз сделали категоричное заявление о том, что внесения изменений в демпферный механизм, действующий в первозданном формате с начала 2019 года, не планируется, так как динамика роста цен на топливо соответствует темпу инфляции, а значит он эффективно выполняет свою заявленную функцию. Однако фактические данные отражали совершенно другую действительность. С начала года биржевая цена на автомобильный бензин марки АИ-92 выросла на 11,6%, в то время как средняя цена на российских АЗС увеличилась на 2,6% (для сравнения в первом квартале 2020 года рост составил 0,4%). Такой подъем невозможно объяснить простым сезонным повышением спроса или его восстановлением после затянувшегося локдауна, ставшего последствием глобальной пандемии коронавируса.

Рис. 1 Динамика биржевых и розничных цен на автомобильный бензин АИ-92 на российском рынке в первом квартале 2021 года, руб./т.

Рост оптовых цен на автомобильный бензин на конец марта превысил официальную инфляцию практически в 2 раза. Таким образом, основной удар пришелся на нефтепереработчиков и компании, занимающиеся реализацией топлива для конечных потребителей. Именно они взяли на себя убытки во избежание роста розничных цен на АЗС. В результате для некоторых из них ситуация обрела впечатляющий по разрушительности масштаб, вынудив их работать в условиях близкой к нулю или даже отрицательной маржи и тем самым поставив под угрозу их существование. Возможно это стало причиной тому, что в марте появилась информация о том, что правительство признало потребность во вмешательстве и вернулось к рассмотрению темы корректировки механизма регулирования цен на топливо  на внутреннем рынке. Новость была долгожданной и одновременно довольно неожиданной, поэтому вызвала целую волну обсуждений о предполагаемых нововведениях и возможных последствиях для всех участников рынка: от нефтеперерабатывающих компаний до потребителей.

Беглый взгляд на события прошедшего года позволяет вспомнить тот факт, что исторический обвал мировых цен на нефть, вызванный снижением спроса на фоне последствий пандемии COVID-19 и итоговыми решениями, принятыми в ходе заседаний комитета ОПЕК+ в феврале 2020 года, спровоцировал снижение цен на топливо в подавляющем большинстве стран мира. Россия стала одним из немногих государств, избежавших этой участи, поскольку демпфирующий механизм сработал в качестве своеобразной «подушки безопасности», не позволив ценам резко снизиться и внести хаос в ситуацию на рынке. С одной стороны его задача, заключающаяся в сдерживании внутренней стоимости топлива от колебаний, была выполнена. С другой же – значения разницы экспортной альтернативы, представляющей собой стоимость топлива в морских портах Северо-Западного федерального округа за вычетом транспортных издержек и экспортной пошлины, и установленной индикативной цены внутреннего рынка, которая оставалась отрицательной для бензина и дизеля начиная с февраля 2020 года, указывали на то, что налоговая нагрузка на компании в рассматриваемый период будет гораздо больше прежней.

На данный момент формула расчета демпфирующей надбавки определена таким образом, что работать в пользу нефтепереработчиков она будет только в том случае, если значения курса доллара не будут превышать 75 рублей, а цены на нефть не опустятся ниже 54 долларов за баррель. Напомним, что за период  2020 года котировки на нефть марки Brent опускались до 11,4 долларов за баррель при курсе равном 77,5 рублей за доллар. Среднегодовое значение цены на нефть остановилось на отметке в 42,1 долларов за баррель при стоимости доллара в 72,3 рублей. В результате по данным Министерства Финансов России, ФНБ получил 380 млрд рублей только за счет демпфера, что стало хорошим бонусом в настоящих кризисных реалиях.

Все это время со стороны топливных производителей, среди которых были как крупные компании «Роснефть», «Татнефть», «Газпром нефть», так и независимые нефтепереработчики, поступали многочисленные предложения, связанные с вопросом корректировки налоговой нагрузки. В их числе был переход от фиксированных условных значений средних оптовых цен моторных топлив к биржевым, обнуление демпферной надбавки при условии, если цены внутреннего рынка на топливо становятся на 10% ниже условных и даже полная отмена демпфера. Все эти решения звучали довольно радикально, так как внезапная отмена работы механизма, являющегося одним из основных в регулировании цен без внедрения какой-либо альтернативы, приведет к непредсказуемым последствиям.

При условии сохранения демпфера в прежнем виде и действующих и прогнозируемых мировых ценах на нефть и курсе доллара будут возможны два варианта развития событий. Первый из них заключается в увеличении поставляемого на экспорт объема нефтепродуктов. В этом случае существует большая вероятность того, что со стороны властей может быть оказано давление  в виде введения ограничения экспорта и увеличения минимального необходимого объема поставляемого на биржу бензина и дизельного топлива для стабилизации цен. В результате производители могут сократить производимый объем бензина и дизельного топлива, что может привести к последующему снижению их прибыли. В качестве еще одного варианта нефтепереработчики могут «приблизить» оптовые цены на топливо к экспортной альтернативе. Обе эти ситуации в итоге будут означать лишь очередное повышение цен на внутреннем рынке.

Рис. 2. Фактические данные биржевой стоимости и прогнозные значения нетбэка бензина АИ-92 в 2021 году, руб./т.

Вероятно поэтому для оперативного вмешательства было принято решение скорректировать условную цену внутреннего рынка для автомобильного бензина и дизельного топлива, заложенную в формулу демпферного механизма, значения которой были установлены вплоть до 2024 года. Её ежегодная индексация на 5% искусственно тянет оптовые цены на топливо вверх, так как такая величина опережает темпы официальной инфляции, которая в 2019 и 2020 гг. составила 3,0% и 4,9% соответственно.

В первую очередь изменения коснутся автомобильного бензина. С января 2021 года условная цена предыдущего года, равная 53,6 тысяч рублей за тонну, была увеличена до 56,3 тысяч рублей, однако грядущие изменения вернут значение 2020 года. Обновленная условная цена внутреннего рынка вступит в силу уже в мае 2021 года, в то время как величина условной внутренней цены для дизельного топлива будет введена в работу лишь с 2022 года. Далее индикативная цена рынка будет корректироваться уже с учетом уровня фактических темпов роста розничных цен и инфляции. Предполагается, что в следующем году она будет индексирована на 3% и предварительно будет равна 55,2 тысяч рублей за тонну. На момент публикации анонсировано, что проект закона будет опубликован 22 апреля.

В целом есть вероятность того, что правительству придется в будущем отказаться от идеи установки фиксированных индикативных цен сразу на несколько лет вперед. Вместо этого возможно будет уместным законодательно установить лишь алгоритм, по которому они будут ежегодно рассчитываться.

Исходя из имеющихся прогнозных значений, демпферная надбавка, равная сумме демпфирующего коэффициента для автомобильного бензина и дизельного топлива, каждый из которых умножен на соответствующее фиксированное значение (0,68 – для бензина и 0,65 – для дизеля), может быть увеличена относительно прогнозируемой надбавки, рассчитанной с учетом прежней индикативной цены, на 1,8 тысяч рублей до величины 10,4 тысяч рублей за тонну к концу 2021 года.  К концу 2022 года относительное увеличение может составить до 3,2 тысяч рублей. Ожидается, что в результате в 2021 году нефтяные компании дополнительно получат за счет демпфера около 40 млрд рублей.

Рис. 3. Сравнение динамики демпфирующей надбавки с учетом прежней и обновленной индикативной цены в 2021-2022 гг., руб./т.

Таким образом, в сравнении с первым кварталом прогнозируемая цена автомобильного бензина на внутреннем рынке снизится на 3,7% к концу 2021 года, а уже к концу 2022 года снижение составит 6,6%. Относительно спрогнозированной стоимости топлива с учетом прежней цены стоимость с учетом обновленного индикатора будет снижена на 1,5%  к концу 2021 года и на 2,6% к концу 2022 года.

Рис. 4 Сравнение цены внутреннего рынка на бензин АИ-92 с учетом прежней и обновленной индикативной цены в 2021-2022 гг, руб./т.

При индексации условной внутренней цены демпферного механизма для дизельного топлива на ту же величину, что и для бензина, в 2022 году она составит около 52,2 тысяч рублей за тонну. Применив ее в формуле демпфера, мы видим, что прогнозируемая средняя цена на внутреннем рынке для дизельного топлива будет снижена по отношению к первому кварталу 2021 года на 5,1% и к концу 2022 года составит 49,4 тысяч рублей за тонну. Разница между спрогнозированными ценами с учетом прежней и обновленной индикативной цены к четвертому кварталу 2022 года составит около 0,6% или 0,3 тысяч рублей за тонну.

Рис. 5 Сравнение цены внутреннего рынка на дизельное топливо класса 5 с учетом прежней и обновленной индикативной цены в 2021-2022 гг, руб./т.

Цены на топливо на АЗС с большой долей вероятности остановят свой нынешний рост, но не станут снижаться, оставаясь в том же диапазоне, что и в первом квартале 2021 года. Следовательно, конечные потребители не ощутят разницы от планируемых изменений и все итоговое влияние сконцентрируется на уровне маржи нефтепереработчиков и розничных продавцов.

Еще одним среди объявленных и ожидаемых с прошлого года нововведением со стороны Министерства энергетики стало предложение дополнительно субсидировать поставки не только автомобильного бензина и дизельного топлива, но и авиационного керосина на Дальний Восток и в Забайкалье. Предложенная мера должна снизить транспортные издержки, тем самым стимулировать нефтеперерабатывающие компании поставлять их продукцию в данные регионы. На данный момент работает дальневосточная надбавка для автомобильного бензина и дизельного топлива, которая составляет 2 тысяч рублей за тонну. Её правила действия таковы, что если величина демпферной надбавки для любого из топлив окажется более 2 тысяч или менее нуля, то величина дальневосточной принимается равной 2 тысячам или нулю соответственно.

В случае с налоговыми обязательствами в отношении нефтяной отрасли ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда, и нынешние шаги навстречу со стороны государства очевидно будут сделаны с помощью средств бюджета. Представители власти еще во время активных обсуждений демпферного вопроса в 2020 году не отрицали того, что не намерены со своей стороны жертвовать поступлениями в бюджет в угоду нефтяных компаний. Несмотря на то,что против нефтяников уже работает возрастающая нагрузка в рамках налогового маневра со стороны НДПИ на нефть и акцизов на нефтепродукты, у правительства есть время до конца этого года, чтобы продумать каким образом можно компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, являющиеся одними из основных для государственного бюджета, и доля которых только снижается в последние годы. Так в 2019 году их доля составляла 39,3%, а уже в 2020 году из-за снижения их объемов эта величина снизилась до 28%.

По своей сути демпферный механизм должен был защищать рынок от внешних шоковых событий без необходимого и постоянного ручного регулирования и обеспечивать справедливое изменение цен на топливо для  всех субъектов, но фиксированные параметры, используемые ранее, априори делают его негибким, что вынуждает правительство, опять вернуться к ручной настройке механизма, которую так ждали участники рынка. Сейчас многие из них не лишены некоторой доли скепсиса относительно того, что влияние грядущих планируемых изменений будет достаточным по своей силе для стабилизации нынешней ситуации. Рассмотренные обновления позволят российскому топливному рынку сделать лишь небольшое движение навстречу к той ситуации, когда процесс ценообразования сможет быть ближе к реальности и отражать влияние текущих макроэкономических условий. Для создания действительно рабочих решений по такой комплексной задаче необходимо гораздо больше времени, чем то, что есть в распоряжении у правительства в существующих обстоятельствах. Однако совсем медлить с этим вопросом в эпоху перманентно возникающих экономических потрясений не получится.

Данная статья была опубликована в Национальном Отраслевом Журнале “Нефтегазовая вертикаль”.


Узнайте больше о российском рынке нефти и нефтепродуктов в еженедельном издании Refinitiv «Индикаторы российского рынка нефтепродуктов». Пройдите по ссылке и получите мгновенный доступ к самому новому выпуску. В каждом выпуске издания вы найдете информацию о ценовых показателях на российском рынке нефтепродуктов. По основным видам нефтепродуктов еженедельно публикуются ценовые индикаторы в различных сегментах рынка, а также итоги биржевых торгов на российских биржевых площадках.

Предлагаем ознакомиться с решениями Refinitiv для товарно-сырьевых рынков. Наша рыночная аналитика, решения для управления данными и удобные функции для исполнения сделок дают помогут вам повысить эффективность и получить конкурентное преимущество.

Освещение энергетических и товарных рынков России и СНГ от экспертов Refinitiv – узнайте больше о нашей команде аналитиков и получите бесплатный доступ к 99 примерам отчетов по нефти и нефтепродуктам.