перейти к содержанию

Закручивание гаек на фоне стагнации рынка нефти

Александр Шкурин
Александр Шкурин
Руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований, Refinitiv

В настоящее время рынок нефти находится под действием нескольких факторов. С одной стороны, восстановление котировок после апрельских минимумов на позитивных новостях о вакцинах, мерах соглашения «ОПЕК+», природных катаклизмах и забастовках, а также данных по восстановлению спроса со стороны крупнейших потребителей (рис. 1). В результате среднеквартальная стоимость в III-м квартале 2020 года выросла до $43,4/барр., хотя при этом она все еще находится ниже уровней начала года в среднем на $7,6/барр. С другой стороны – растущие опасения по поводу второй волны COVID-19, глобальное замедление экономики и, как следствие, спроса на нефтепродукты.

Рис. 1. Динамика цены нефти марки Brent и изменение относительно базового периода (I квартала 2020 года), долл./барр.

Рис. 1. Динамика цены нефти марки Brent и изменение относительно базового периода (I квартала 2020 года), долл./барр.

По мнению большинства экспертов, опрошенных Reuters, меры сдерживания во время второй волны будут менее дестабилизирующими для экономики по сравнению с первой, что приведет к плавному восстановлению мировых цен на нефть. Причем средние ожидания на 2022 год значительно превышают средние уровни 2021 года (Табл. 1).

Текущие форвардные контракты демонстрируют сдержанный рост. Так, средняя стоимость нефти марки Brent на IV квартал 2022 года достигла уровня $47,1/барр., что находится немного выше нижней границы ожиданий крупнейших банков и компаний по результатам опроса Reuters. Максимальная средняя цена в 2022 году, озвученная респондентами, составляет $72,78/барр.

Табл. 1. Результаты опроса Reuters крупнейших банков и компаний по ожиданиям цен на нефть марки Brent (на 30 сентября 2020 года)

Табл. 1. Результаты опроса Reuters крупнейших банков и компаний по ожиданиям цен на нефть марки Brent (на 30 сентября 2020 года)Источник: Reuters

 

Северо-Западная Европа

Спрос на нефтепродукты, также как и на нефть находится под давлением (рис. 2). Это приводит к затовариванию рынка даже при условии уменьшения переработки нефти более чем на 15% и сокращения взаимной торговли между странами (Рис. 3). Скорость расходования запасов будет зависеть от динамики спроса и восстановления мировой экономики, но однозначно накопленное давление запасов будет сдерживать как цены, так и крек-спреды до конца этого года.

Рис. 2. Изменение среднемесячных европейских запасов нефти и нефтепродуктов в январе-августе 2020 года по сравнению с 2019 годом, %

Рис. 3. Величина (тыс. тонн) и изменение (%) объемов переработки нефти и производства основных нефтепродуктов в январе-августе 2020 года по сравнению с 2019 годом

Рис. 3. Величина (тыс. тонн) и изменение (%) объемов переработки нефти и производства основных нефтепродуктов в январе-августе 2020 года по сравнению с 2019 годом

Менее значительно по сравнению с прочими продуктами сократилось производство нафты (Рис. 3), что обусловлено сохраняющимся спросом со стороны нефтехимического сегмента. В краткосрочной перспективе возможно падение спроса в связи с плановым ремонтом крекинговых установок, что приведет к стабилизации и небольшой корректировки цен на фоне дорожающей нефти. Именно повышенный спрос на нафту приводит к росту крек-спредов относительного начала года с сохранением положительной разницы до конца следующего года (Рис. 4).

Рис. 4. Нафта – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т

Рис. 4. Нафта – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т

В отличие от нафты спрос на бензин в Европе сократился более значительно, что привело к росту запасов и 16%-ному сокращению собственного производства по сравнению с прошлым годом. Скорое окончание автомобильного сезона в этом году будет сдерживать мировые цены и потребление. Таким образом, восстановление потребления, цен и крек-спредов стоит ожидать только во II-м квартале следующего года, чему будут способствовать сезонный рост спроса. Однако даже в этом случае цены будут отставать от уровней начала 2020 года более чем на $50/т, а крек-спреды в среднем – на $2/барр (Рис. 5).

Рис. 5. Автомобильный бензин – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т

Рис. 5. Автомобильный бензин – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т

Рост запасов средних дистиллятов составил 8%, а сокращение производства – 14%. Цены на дизельное топливо находятся под давлением за счет избытка предложения, а также на фоне снижения спроса на керосин. Ожидается плавное восстановление крек-спредов, однако они все еще будут меньше значений начала года практически в два раза (Рис. 6). Надежды, которые многие аналитики возлагали на морскую бункеровку и МАРПОЛ не оправдались, так как не произошло увеличения потребления среднедистиллятных топлив, а наблюдалось лишь замещение высокосернистого остаточного топлива низкосернистым с сокращением спреда между котировками на фоне падения морских перевозок и низких цен на мазут.

Рис. 6. ДТ – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т

Рис. 6. ДТ – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т

Цены на авиакеросин находятся под давлением и ожидания восстановления рынка постоянно сдвигаются на более дальний срок. Ближайшие крек-спрэды находятся в отрицательной зоне и только в начале следующего года возможен выход в положительную область (рис. 7).

Рис. 7. Керосин – динамика стоимости и крек-спреда, дол./т

Рис. 7. Керосин – динамика стоимости и крек-спреда, дол./т

Котировки мазута за счет низкой базы начала этого года чувствуют себя достаточно позитивно, несмотря на рост запасов и сокращение производства. Крек-спрэды хоть и остаются отрицательными, но практически в два раза выше уровней начала года (Рис. 8).

Рис. 8. Мазут – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т
Рис. 8. Мазут – динамика стоимости и крек-спреда, долл./т

Российский рынок

Поступления в бюджет РФ от нефтегазового сектора в этом году значительно снизились по сравнению с прошлым годом (Рис. 9). Этому способствуют сокращение добычи, низкие цены на нефть и нефтепродукты и прочие условия. Однако Минфин РФ направляет свои усилия на все большее «закручивание гаек» и действует по принципу перераспределения денежных потоков, пытаясь компенсировать возникающие дыры в работе системы регулирования отрасли. В итоге такой политики налоговое бремя ложится как на нефтяные компании (причем не на все), так и на потребителей внутреннего рынка.

Рис. 9. Динамика нефтегазовых доходов бюджета РФ в , 2019-2020 годах, руб./т.

Рис. 9. Динамика нефтегазовых доходов бюджета РФ в , 2019-2020 годах, руб./т.

Слабое восстановление спроса на мировом рынке, как было показано ранее, неминуемо будет приводить к более низким значениям нетбэков (даже с учетом прогнозируемого снижения курса рубля по отношению к доллару США) и росту инфляции, акцизов, транспортных составляющих (Рис. 10 и Рис. 11). Растущий разрыв между нетбэком на бензин и дизельное топливо и соответствующими параметрами НК РФ – ЦАБВР и ЦДТВР – будет оказывать давление на переработку, за счет растущих демпфирующих отчислений, а с другой стороны – способствовать росту внутренних цен в рамках коридоров, установленных действующими законодательными актами.

Рис. 10. АБ Регулар-92 на Ярославнефтеоргсинтез. Форвардная кривая Refinitiv

Рис. 10 АБ Регулар-92 на Ярославнефтеоргсинтез. Форвардная кривая Refinitiv


Рис. 11. ДТ летнее низкосернистое на Ярославнефтеоргсинтез. Форвардная кривая Refinitiv
Рис. 11 ДТ летнее низкосернистое на Ярославнефтеоргсинтез. Форвардная кривая Refinitiv
Здесь напрашивается вывод: если ВИНКи в рамках вертикальной интеграции могут перераспределить денежные потоки между сегментами, то независимые игроки точно нет. Это уже приводит к систематическим проблемам в части топливного обеспечения, как например, на Дальнем Востоке, где ФАС и Минэнерго в очередной раз приходится изобретать заплатку и субсидировать перевозку топлива на Дальний Восток для снижения его стоимости в регионе.

А если говорить о внутреннем потреблении, то «стабильно растущие» цены на топливо уж точно не будут оказывать поддержку экономике в условиях глобального кризиса.

 

 


Узнайте больше о российском рынке нефти и нефтепродуктов в еженедельном издании Refinitiv «Индикаторы российского рынка нефтепродуктов». Пройдите по ссылке и получите мгновенный доступ к самому новому выпуску.

В каждом выпуске издания вы найдете информацию о ценовых показателях на российском рынке нефтепродуктов. По основным видам нефтепродуктов еженедельно публикуются ценовые индикаторы в различных сегментах рынка, а также итоги биржевых торгов на российских биржевых площадках.

Предлагаем ознакомиться с решениями Refinitiv для товарно-сырьевых рынков. Наша рыночная аналитика, решения для управления данными и удобные функции для исполнения сделок дают помогут вам повысить эффективность и получить конкурентное преимущество.