перейти к содержанию

Запреты и ограничения одноразовых пластмассовых изделий и упаковки

Евгения Гаврилина
Евгения Гаврилина
Аналитик, Refinitiv

В последние годы в мировом масштабе и на уровне отдельных государств проблемы экологической безопасности выходят на первый план. Вопросы декарбонизации в рамках климатического регулирования стран-участниц Парижского соглашения по климату приобрели глобальные очертания. Квотирование выбросов парниковых газов, налогообложение, трансграничное таможенное регулирование и торговля углеродными единицами стали новой реальностью. Углеродный след в продукции – теперь неотъемлемая характеристика товара, от его уровня зависит прибыльность и конкурентоспособность компаний и целых отраслей. А учет и следование ESG-факторов – необходимый инструмент в инвестировании деятельности компаний и проектов. Цель глобального энергоперехода – недопущение глобального потепления более, чем на 2°C относительно доиндустриального уровня, путем снижения эмиссии CO2 до уровня углеродной нейтральности.

Перспективным направлением, обещающим всевозможные преимущества, становится уход от линейной экономической модели к экономике замкнутых циклов. Perpetuum mobile подразумевает в промышленности внедрение низкоуглеродных технологий, уход от традиционных ископаемых сырьевых источников, получение чистой энергии посредством перехода на водород и возобновляемые источники. В отношении полимеров предполагается замыкание производственных цепочек посредством многократного использования вторичного сырья для получения новой продукции и перехода на сырье биологического происхождения вместо ископаемых углеводородов.

Производители полимеров объявлены источником пластикового мусорного кризиса, а проблема накопления полимерных отходов вылилась в объявление войны всей мировой полимерной индустрии. Так, по мнению экологов, линейная модель современной полимерной индустрии не обеспечивает возврата полимерных отходов обратно в производственный цикл, так как:

  • утилизация полимерных отходов недостаточно эффективна,
  • производство первичных пластмасс избыточно,
  • сохраняется ориентированность на не возобновляемые ископаемые источники сырья.

Политика по борьбе с пластиковыми отходами реализуется под эгидой «zero waste» по принципу 5R: Refuse – Reduce – Reuse – Recycle – Rot. И если в предыдущие годы преобладали три последних принципа: – повторное использование, переработка и компостирование – , то сейчас потребителю предлагается переосмыслить свои предпочтения, сократив потребление полимеров, и в итоге отказаться от них. Речь прежде всего идет об одноразовых пластмассовых изделиях, в том числе упаковке.

Предотвращать образование отходов и сокращать их поток предлагается, не допуская их появления, уже на этапе производства. Так, наравне с увеличением содержания вторсырья и снижением использования первичных пластмасс предлагается производить меньше одноразовых пластиковых изделий, сократив количество товаров, продаваемых в одноразовой упаковке, а также инвестировать в решения, ориентированные на многократное использование. Активисты Greenpeace считают, что замена первичного пластика переработанными и пригодными к рециклингу альтернативами сможет лишь ненамного сдержать перепроизводство пластмасс. Эта мера необходима как временная в период постепенного отказа от одноразовых пластмасс.

Таким образом, несмотря на изменение моделей потребления, ужесточение требований и раздельный сбор отходов еще на этапе их образования, организовать полный возврат в оборот использованной короткоживущей полимерной упаковки не удалось во многих странах. В этой связи запреты и ограничения в отношении одноразовых изделий и упаковки из пластмасс становятся наиболее популярным решением. Более 120 стран мира применяют различные механизмы для снижения потребления одноразовых пластиковых изделий, в том числе законодательно ограничивая их оборот и переходя на альтернативные с долгим сроком службы. Например, по данным ООН, запреты на одноразовые пакеты ввели около 80 стран.

Впервые полный запрет на производство и продажу пластиковых пакетов в 2002 году ввел Бангладеш. Основанием послужило засорение дренажных систем пластиковыми пакетами.

В Европе к одноразовым изделиям из пластмасс применяются меры по ограничению использования, сокращению потребления, схемы РОП, информационные кампании, маркировка, требования к дизайну продукции. С 3 июля 2021 года в ЕС начал действовать запрет на использование одноразовых столовых приборов, тарелок, ватных палочек, держателей для воздушных шаров, трубочек и мешалок для напитков, контейнеров для еды и напитков из ПСВ, бумажных стаканчиков с полимерным покрытием. Для снижения риска потери крышек и колпачков с 2024 года вводятся обязательные требования по их привязке к контейнерам и емкостям для напитков объемом до 3 л. Введено обязательство для всех стран с выходом к морю установить минимальный национальный уровень сбора рыболовных отходов, содержащих пластик.

Великобритания с апреля 2022 года вводит налог на пластиковую упаковку, содержащую менее 30% вторичного пластика.

Канада до конца 2021 года намерена отказаться от использования пластиковых пакетов, соломинок для напитков, пластиковых приборов и ряда других категорий.

В США на федеральном уровне предложены два комплексных законопроекта о пластиковой упаковке: Plastic Pollution Act of 2020 и The Realizing the Economic Opportunities and Value of Expanding Recycling Act. Компоненты предлагаемого законодательства включают план введения РОП. С 2020 года действуют законы о запрете использования одноразовой посуды, принятые в ряде штатов.

С 2022 по 2025 год Новая Зеландия вводит поэтапный запрет на оборот пластиковых пакетов, палочек, одноразовых столовых приборов, соломинок, тарелок и других изделий. При этом люди с ограниченными возможностями смогут продолжить пользоваться пластиковыми трубочками. За этот период будет создан фонд для поиска альтернативы одноразовым полимерным изделиям.

В Израиле четыре года действует налог на полимерные пакеты. Планируется ввести вдвое больший налог на одноразовые изделия из пластмасс. При условии одобрения финансовым комитетом Кнессета, новый налог может вступить в силу к началу 2022 года.

Китай с 2022 года запрещает использование одноразовых соломинок, посуды и упаковочных пакетов из не разлагаемого пластика на внутренних пассажирских авиарейсах и в крупных аэропортах. С 2023 года такой запрет будет распространен на все аэропорты страны и международные пассажирские авиарейсы.

Азербайджан с 1 июля 2021 года ввел штрафы за использование одноразовой пластиковой посуды. Запрет распространяется на производство, ввоз, продажу и использование в объектах торговли и общепита.

На Украине в 2021 году принят законопроект об ограничении использования пластиковых пакетов на территории страны. Торговым розничным сетям, заведениям общепита и компаниям по предоставлению услуг запрещается распространение сверхтонких, тонких и оксоразлагаемых полимерных пакетов.

Белоруссия осуществляет поэтапный отказ от пластиковой упаковки в стране, здесь уже введен запрет на пластиковую посуду в заведениях общепита. Во всех объектах торговли отдается предпочтение в пользу бумажных пакетов. В обязательном порядке безалкогольные напитки продаются в стеклянной таре. С 1 апреля 2020 года снижена плата за обезвреживание биоразлагаемой упаковки, а с 1 января 2021 года выросли аналогичные платежи за полимерную упаковку. Ведется разработка стандартов на биоразлагаемую упаковку. В перспективе в Белоруссии планируется расширить компостирование ТКО.

Казахстан планирует отказаться от использования полиэтиленовых пакетов в пользу биоразлагаемых через четыре года. Экологи предлагают начать с запрета бесплатных пакетов на кассах.

Для населения России отказ от одноразовых пластмассовых столовых приборов пока добровольный. В 2020 году госкомитет Белоруссии по стандартизации выступил с предложением запретить оборот ряда видов пластиковой упаковки на территориях стран-участниц ЕАЭС (Армения, Киргизия, Белоруссия, Казахстан, Россия): полиэтиленовых пакетов толщиной до 50 мкм, этикеток ПВХ на пластиковых бутылках, лотков из ПСВ, ватных палочек, пластиковых трубочек и упаковки из пластика с оксо-содержащими добавками. Инициатива предложена в рамках изменений в технический регламент Таможенного союза ЕАЭС «О безопасности упаковки». Вопросы о поэтапном отказе от одноразовых пластиковых пакетов на территориях стран-участниц ЕАЭС включат в стратегию развития Евразийской экономической интеграции ЕЭК до 2025 года.

Представители стран ЕАЭС, российского Минпромторга и компаний поддержали запрет этикеток из ПВХ на пластиковых бутылках. При этом Минпромторг России выступил против большинства предложений Белоруссии, посчитав запрет на оборот одноразового пластика крайней мерой и предложив сосредоточиться на углублении переработки. Основными причинами послужило: недостаточная изученность влияния запрета на рынки стран ЕАЭС, нарушение установленных санитарно-эпидемиологических мер, возникновение противоречий с законом о защите прав потребителей. Кроме того, отказ от этих видов упаковки может привести к необоснованным дополнительным расходам предприятий и росту цен на товары в такой упаковке. При этом Минпромторг РФ уточнил, что может поддержать запрет пластиковых пакетов в России при условии создания производства альтернативных видов упаковки в необходимом объеме. Иначе это может нарушить баланс на рынке и создать проблемы отраслям, зависимым от этой продукции, так как полный запрет может привести к необоснованным издержкам для производителей, предприятий торговли и, как следствие, потребителей. Министерство отметило также, что введение прямых запретов на оборот товаров придется обосновывать с точки зрения обязательств России перед ВТО.

Основные доводы за запрет одноразовых пластмасс, которыми руководствуются экологи, факт смешения одноразовых полимерных отходов с остальным бытовым мусором, в том числе с пищевыми отходами, от которых полимеры отделить невозможно или весьма затратно. Кроме того, не все виды полимеров охотно собираются заготовителями и не у всех переработчиков имеется возможность их переработать. Это относится не только к России, где сфера обращения с отходами только недавно начала приобретать цивилизованные очертания. В мире захоронение и хранение на контролируемых полигонах преобладает в силу недостатка инфраструктуры и отсутствия соответствующих технологий для разделения и переработки некоторых видов изделий. Даже в Европе имеющаяся инфраструктура полностью не готова к замкнутому циклу.

Согласно докладу Greenpeace «Экономика разомкнутого цикла. Исследование возможности вторичной переработки пластмасс в России», апрель 2021, наиболее собираемыми видами полимеров остаются ПЭТ и полиэтилен. Это подтверждает ранее проведённое исследование аналитического центра ГК «ЭкоЛайн» на территории 4-х округов Москвы, в соответствии с которым общий поток отходов жилого сектора на 90% состоит из упаковки, в том числе 50% – пластиковые фракции, только половину которых можно переработать. В составе сухих отходов самым массовым видом сырья является ПЭТ-бутылка (порядка 30% объема бака РСО), на втором месте — подложки из ПСВ и одноразовые ПЭ пакеты, которые не подлежат переработке.

Зачастую отходы изделий и упаковки не могут быть извлечены из общего потока как на стадии накопления, так и в процессе сортировки по причине недостаточной укомплектованности региональных операторов соответствующим оборудованием. В соответствии с «Рекомендациями для торговых сетей и служб доставки продуктов питания», подготовленными ГК «ЭкоЛайн» при содействии Greenpeace и экологического движения «Раздельный сбор», среди причин, по которым одноразовая упаковка или изделия не могут быть переработаны, помимо загрязненности выделяются трудность извлечения и разделения ВМР из-за оригинальности и сложности изделий (окрашенные, многокомпонентные, композитные, сложной конфигурации), маленького размера и наличия мелких деталей, а также разнообразия форм и видов используемых полимеров. У переработчиков вторсырья отсутствует коммерческий интерес к этим изделиям. Рециклеры в основном нацелены на переработку ПЭТ и ПЭНД. Перерабатывающие предприятия, имеющие оборудование и технологии для других видов пластмасс, в меньшинстве.

Таким образом, в своих решениях ответственные лица следуют принципу: что сложно извлечь при сортировке, должно быть изъято из оборота. Ограничить оборот пластика на территории России предполагается, в первую очередь за счет запретов в отношении одноразовой посуды, тары и упаковки из пластмасс, которую практически невозможно собрать, отделить и отправить на переработку. Глава Минприроды А. Козлов предлагает исключить из гражданского оборота цветной пластик. Вице-премьер РФ В. Абрамченко считает, что запрет на пластик позволит вдвое снизить объем захоронения отходов на полигонах, а такие отрасли, как сельское хозяйство, дорожное хозяйство, промышленность, в состоянии до 50% первичного сырья заместить вторичными материальными ресурсами.

Очевидно, что запрет изделий, пригодных для вторичной переработки, противоречит развитию рециклинга. Конструктивные предложения сводятся к: использованию многооборотной тары и упаковки, унификации по форме и материалу, сокращению номенклатуры, изготовлению из мономатериала, наличию вторичного компонента и пригодности к рециклингу, отсутствию мелких деталей, легкости идентификации, отделения и извлечения из массы ТКО.

В июле 2021 года премьер-министр М. Мишустин поручил Минприроды и Минпромторгу до 1 ноября внести в правительство законопроект, который наделит его правом составлять перечни продукции и товаров, которые можно производить с использованием вторсырья. Планируется закрепить количественные требования по использованию вторсырья при производстве товаров и упаковки, дифференцировать ставки экосбора, предусмотрев повышенный коэффициент для трудно-перерабатываемых и не перерабатываемых изделий.

В то же время переработчики полимерного вторсырья отмечают отсутствие единых стандартов качества вторичных материалов, из-за чего использование таких материалов затруднительно.

В настоящее время в России готовятся поправки в законодательство о запрете труднособираемых и трудноизвлекаемых отходов изделий из пластмасс. Так, управление Росподребнадзора готовит законопроект о поэтапном сокращении производства и последующем запрете одноразовых пластиковых пакетов. Ранее с инициативой запретить пластиковые пакеты в магазинах выступил Совет по правам человека при президенте РФ. РЭО призвал ретейлеров отказаться от многокомпонентной упаковки. Альтернативой должна стать моноупаковка с использованием вторичных ресурсов. Так, по данным РЭО, если отказаться от излишней упаковки, то объемы трудноперерабатываемой упаковки могут снизиться до 10%.

В июне 2021 года РЭО направил в Минприроды РФ, а то в свою очередь в Минпромторг РФ перечень, подлежащих запрету изделий из пластмасс, из 28 наименований: бэг-ин-бокс для упаковки напитков, упаковка дойпак, флоупак, пакеты в форме кувшина, непрозрачные и цветные ПЭТ-бутылки, подложки из ПСВ, одноразовые тарелки, стаканчики и крышки из ПС, термоформованные контейнеры, одноразовые трубочки, палочки, композитные тубы для зубной пасты и кремов, капсулы для кофе, саше-пакеты, упаковка для яиц, вся блистерная упаковка, кроме лекарств, ретарт-пакеты из многослойных пленок, стаканы, ведра, контейнеры и лотки для пищевых продуктов, сумки-сетки для пищевых продуктов, пакеты и термоусадочные пленки менее 20 мкм, многокомпонентные контейнеры для консервов, аэрозольная упаковка из композитных материалов, короба и пачки для табачной продукции, ложементы из полистирола, а также ватные палочки. Для окончательного согласования Минпромторг РФ направил этот перечень в отраслевые ассоциации.

Предлагается унифицировать изделия по видам и используемому полимеру, а также вместо пластмассы использовать альтернативные материалы – биоразлагаемые, бумагу, стекло, алюминий. В феврале этого года управление Роспотребнадзора по г. Москве направило письмо главе Ассоциации рестораторов и отельеров России И. Бухарову с рекомендациями предпочтительного использования одноразовой посуды из биоразлагаемых материалов (бумага, картон) взамен полимерных материалов. Такую замену эксперты называют псевдо-экологической.

Эксперты упаковочной отрасли считают, что отказ от одноразовых пластмасс не решает проблему пластикового загрязнения, так как такие запреты увеличивают количество трудно-перерабатываемой ламинированной композитной бумажно-полимерной упаковки. Такой материал сможет быть переработан с меньшей долей вероятности, чем полимерный. Ламинированную бумагу нельзя сдавать в макулатуру, а на мусорных полигонах она сохраняет стойкость долгие годы. Для утилизации такой сложной упаковки необходимы соответствующие технологии, что требует финансовых вложений и изменения подходов к работе с мусором.

В свою очередь замгендиректора РЭО А. Макрушин уточняет, что одноразовые стаканчики не столько сложно перерабатывать, сколько тяжело извлечь из отходов. Технология их переработки существует, но для ее использования необходимо обеспечить унификацию стаканчиков и возможность их сбора большими партиями.

По словам генерального директора Союза переработчиков пластмасс П. Базунова, замена пластиковых пакетов на бумажные с учетом объемов их применения потребует увеличенной нагрузки на электроэнергию более чем в 2,7 раза при их производстве, к увеличению расхода воды в 17 раз и к вырубке дополнительно 2,2 млн деревьев для производства соответствующего сырья. Такое действие также приведет к росту выброса углекислого газа в атмосферу в 1,5 раза.

То же самое касается алюминиевой, стеклянной и жестяной упаковки, которая предлагается на смену упаковки дой-пак. Недостаток этих материалов заключается в более высокой стоимости и большем углеродном следе из-за большего веса и затраченной энергии на их производство. Национальная конфедерация упаковщиков считает, что альтернатива гибкой упаковке в виде стекла, стали или алюминия приведет к удорожанию конечной продукции.

Такого же мнения придерживается СПП, считая, что запрет гибкой полимерной упаковки потребует переоснащения предприятий. Это неминуемо приведет к снижению их конкурентоспособности из-за увеличения себестоимости производства и может спровоцировать значительный рост цен на товары в упаковке.

Что касается биополимеров, то в настоящее время в мире не существует единой унифицированной системы маркировки биоосновных и биоразлагаемых материалов. Например, биополимером может считаться изделие, изготовленное из первичных или вторичных традиционных пластмасс с содержанием биокомпонента 20%. Так, практически вся продаваемая в настоящее время в России посуда из биопластика сделана из смеси полипропилена с добавлением биоосновного полимера растительного происхождения.

В России такой биопластик по-прежнему будет отправляться на полигоны, поскольку инфраструктура по сбору и утилизации биоразлагаемых материалов в стране не создана. А потоки мусора из разных материалов необходимо изначально сортировать раздельно, так как для каждого из них требуется своя технология утилизации. На сортировочном пункте разделить изделия из биопластиков от обычных невозможно. Кроме того, существующие в России заводы по компостированию рассчитаны на утилизацию пищевой органики, промышленное компостирование для утилизации биоразлагаемых материалов и бумаги отсутствует.

Среди альтернатив, предлагаемых экологами, пропагандируются многоразовые решения. Поскольку большинство одноразовых изделий сложно собрать и переработать, замена одного полимерного материала на другой не даст достаточного результата, а количество отходов не перестанет расти. По расчетам Greenpeace переход на многоразовые решения сократит количество пластиковых отходов минимум на 30%. Однако такая теория подвергается критике. Так, по мнению директора по устойчивому развитию СИБУР М. Ремчукова, при выборе альтернатив одноразовым изделиям важно учитывать углеродный след, который будет ниже только в случае, если многоразовые изделия используются достаточно долго. Например, холщовую сумку нужно использовать в среднем 80 раз, а нетканый полипропиленовый пакет — 15 раз, чтобы их экологический след был сопоставим с обычным полиэтиленовым пакетом.

Представители бизнес-сообщества сходятся во мнении, что полный отказ от пластиковой упаковки невозможен из-за отсутствия аналогов. Благодаря прочности и функциональным свойствам, сроки хранения упакованных в полимеры продуктов питания увеличиваются, что ведет к сокращению пищевых отходов и снижению выбросов CO2.

Согласно отчету Green Alliance, принятые необоснованные решения по запрету пластиковой упаковки в отдельных регионах вызывали серьезные локальные последствия, вылившиеся в увеличение отходов, так как были утверждены без должной точной оценки вреда для окружающей среды.

Американская ассоциации гибкой упаковки (FPA) призывает доносить до потребителей, производителей товаров, розничных сетей и политиков правду об окружающей среде и преимуществах гибкой упаковки из полимеров. Иначе надежная и сохраняющая продукт пластиковая упаковка может быть принесена в жертву ради более вредной для окружающей среды альтернативы.

По мнению Союза переработчиков пластмасс, основным направлением сокращения влияния пластмасс на экологию является прежде всего всесторонняя работа по изменению поведенческих особенностей человека и более ответственному взгляду на среду своего обитания.

Для бизнеса стимулом послужит начало действия с 2022 г. механизма РОП, в соответствии с которым производители и импортеры товаров в упаковке обязаны обеспечить 100% утилизацию упаковки или заплатить экосбор.


С сентября 2021г. Refinitiv публикует ценовые индикаторы на вторичную ПЭТФ бутылку по России.

Refinitiv регулярно формируют цены на вторичную ПЭТФ бутылку по 30 крупнейшим регионам потребления РФ на основании опроса участников рынка. Ценовые индикаторы аккумулируются по федеральным округам и России в целом. Принципы формирования цен по регионам и средних индикаторов по стране отражены в Методологии.

Российские индикаторы публикуются на 3 вида вторбутылки: микс, прозрачная/голубая, зеленая/коричневая. Периодичность обновления – 5 и 20 числа.

Изучите наш последний отчет “Вопросы развития вторичной переработки ПЭТ в условиях трансформации сферы обращения с отходами в контексте мировых экологических тенденций 2020” или свяжитесь с нами для получения более подробной информации.