перейти к содержанию

Применение новых технологий в комплаенс в динамически меняющемся мире

Юлия Елисеева
Юлия Елисеева
Комплаенс-консультант

Количество законодательных требований постоянно возрастает. В условиях регуляторного давления комплаенс специалисты получают все новые задачи, которые требуют незамедлительного исполнения. Как поддерживать золотой стандарт соответствия в быстро меняющейся регуляторной среде?

Комплаенс становится неотъемлемым элементом корпоративной культуры и позволяет построить бизнес на высоких корпоративных стандартах. Корпоративная культура в организации имеет определяющее значение. Построение корпоративной культуры находится в зоне ответственности генерального директора, при этом требует вклада каждого сотрудника. Понимание корпоративных ценностей важно для создания доверительной рабочей среды. Наличие политик и процедур на сегодняшний день является недостаточным. Необходимо гармонично встроить данные процедуры в деятельность организации, то есть создать баланс между адекватным контролем и приемлемым риском.

Стремительный рост развития технологий остановить нельзя. Независимо от нашего желания технологии проникают во все сферы человеческой жизни. Комплаенс не является исключением. Применение искусственного интеллекта позволяет построить взаимосвязи между объектами. Технологический прогресс является драйвером применения технологий. И ставит новые вызовы для комплаенс.  Деятельность комплаенс подразделений хорошо оснащена автоматизированными системами. Зачастую данные системы не интегрированы между собой и негибкие к регуляторным изменениям, что требуют значительных затрат на их модернизацию. Возникает вопрос как стремительное развитие технологий повлияло на комплаенс?

Стратегия компании определяет применение технологий в организации в целом и во всех ее направлениях. Немаловажным фактором является разумное использование технологий. Необходимо учитывать уровень зрелости самой компании, наличие методологии и внутренних процессов, готовность персонала к автоматизации. Грамотное применение новых технологий способствует прогрессу организации во всех ее направлениях. Новые технологии зачастую вызывают недоверие, что является понятной человеческой реакций на всё новое. Для изменения образа мышления нужно время. Необходимо осознать, что новые технологии приносят пользу, а не приводят к нежелательным последствиям.

Применение новых технологий осложняется требованиями регулятора, связанными с персональными данными, конфликтами в законодательстве различных юрисдикций.

Компании должны соблюдать определенные правовые рамки при сборе и обработке персональных данных в целях коммерческой деятельности. Как правоохранительные и разведывательные органы, так и многонациональные частные компании участвуют в трансграничном сборе данных. Это означает, что правовые рамки двух стран могут быть применимы к их деятельности: одна на территории, где собираются данные, а другая на территории, где обрабатываются данные. Когда правовой режим разных стран содержит противоречивые положения или требования, это может создать запутанные ситуации, которые требуют экспертного анализа.

Принятие Второй Директивы о платежных услугах обусловила выход на финансовый рынок новых игроков и появление платежных стартапов, которые позволяют отправить перевод мгновенно. Финансовые организации тоже стремятся быть цифровыми, использовать мобильный банкинг и дистанционное обслуживание. В тоже время открытие счета в банке и перевод денежных средств может занять недели. Вместе с этим по нашим данным два миллиарда людей не имеют документов, их рождение не задокументировано, что позволяет безнаказанно их использовать в рабских целях.

Цифровая идентификация не только позволяет повысить скорость открытия банковского счета, но и помогает решить эти глобальные проблемы за счет доступа к финансовым услугам. На сегодняшний день уже более семи миллиардов мобильных пользователей и их число постоянно растет. Цифровизация сможет обеспечить всеобщий охват финансовых услуг за счет мобильных технологий. Использование мобильных технологий является первым шагом, а вторым их применение для доступа к финансовым услугам с использованием цифровой идентификации. Европейские банки разрабатывают пилотные решения, которые позволяют удаленное открытие банковского счета.

Современные технологии не всегда используются на благо общества. Комплаенс специалистам становится все сложнее и сложнее справляться со своими обязанностями, так как мошенники не стоят на месте. По оценкам IBM количество кибератак в год составляет 111 миллионов или 300 тысяч в день. Что сегодня должен знать и уметь хороший комплаенс-специалист?

Комплаенс специалистам необходимо расширять свои компетенции для работы с большими данными. Самыми востребованными областями экспертиз становятся умения работать с данными и строить алгоритмы по оценке рисков. Вместе с тем, даже самые новые технологии требуют наличия компетентных специалистов, которые сумеют правильно применить результаты их использования. Это является возможным только при условии своего постоянного профессионального развития.

Узнайте больше о решениях Refinitiv в сфере комплаенс на сайте https://www.refinitiv.ru/ru/regulatory-compliance