перейти к содержанию

Соблюдение санкций в условиях меняющегося мира

Refinitiv
Refinitiv
Редактор

Сегодня соблюдение режима санкций становится более сложным, чем когда-либо. В рамках англоязычного вебинара от компании Refinitiv, мы объясняем, как в потоке информации выбирать необходимые сведения и более четко определять «красные флаги», которые укажут на зоны потенциально повышенного риска.

  1. На вебинаре от компании Refinitiv о соблюдении санкций мы показываем, как в условиях сложных и постоянно меняющихся обстоятельств выявить потенциальные риски и избежать взаимодействия с организациями, на которые наложены санкции.
  2. В феврале 2020 года было введено 34 155 прямых санкций в рамках 281 санкционной программы, что на 62% больше, чем в сентябре 2017 года.
  3. Организации могут упростить себе задачи по соблюдению санкций, если выработают более четкое понимание «красных флагов», которые указывают на зоны потенциально повышенного риска.

В ходе вебинара о соблюдении санкций, организованного компанией Refinitiv, подробно рассмотрен вопрос о том, как финансовые учреждения и специалисты по соблюдению нормативных требований должны реагировать на все более сложную и вызывающую беспокойство ситуацию, связанную с санкциями.

В вебинаре «Навигация в условиях изменения санкций в 2020 году» (EN) приняла участие авторитетная группа экспертов, в том числе Эмиль Далл, научный сотрудник Центра исследований финансовой преступности и безопасности Королевского Объединенного института оборонных исследований; Энрико Кариш, управляющий директор компании Compliance & Capacity Skills International; Эрнст Пинар, начальник отдела специализированных исследований World-Check компании Refinitiv; и Майкл Мидон, директор по управлению рисками компании Refinitiv.

Прежде чем приступить к обсуждению руководства для разработки ответных мер на санкции, основанных на передовом опыте, и сохранения правильной позиции в отношении соблюдения санкций, участники рассмотрели последние изменения мировой санкционной политики.

Усиление санкций

Сегодня санкционные условия становятся более сложными, менее последовательными и вызывают больше беспокойства, чем когда-либо прежде, и вместе с этим продолжает усиливаться регуляторный контроль.

В сентябре 2017 г. насчитывалось в общей сложности 21 091 прямая санкция в рамках 231 санкционной программы, введенной 38 странами или международными/региональными органами.

К февралю 2020 года это число выросло до 34 155 (увеличилось на 62%) в рамках 281 санкционной программы, принятой 50 странами или международными/региональными органами.

Увеличение количества национальных санкций

Во многом такой прирост был обусловлен резким увеличением количества санкций, введенных Управлением по контролю за иностранными активами казначейства США (OFAC).

Кроме того, многие санкции также подвергались постоянным дополнениям, удалениям и поправкам, что существенно усложнило их соблюдение.

Период последних нескольких лет характеризуется не только увеличением количества санкций, но и расхождениями в режимах санкций во всем мире. Очевидное ужесточение национальной политики привело к тому, что США воспринимаются как самая главная, но не единственная страна, вводящая санкции, поскольку главным ограничителем по-прежнему остается Европейский союз.

На организационном уровне результат этих изменений заключается в том, что специалисты, отвечающие за соблюдение санкций, сталкиваются со значительными проблемами.

Прямые и косвенные санкции

Прямые и косвенные санкции существенно различаются. Прямые санкции — это конкретные списки, в которых указываются имена и фамилии лиц, названия организаций и/или страны, подпадающие под действие санкций.

Косвенные санкции, или «вторичный бойкот», определить гораздо сложнее. Эти санкции не предусматривают конкретного указания физического или юридического лица (за исключением основного реципиента санкций). Они вводятся против третьей стороны, которая участвует во взаимоотношениях со страной, являющейся конечной целью санкций.

Данные о санкциях от World-Check. Диаграмма, показывающая связи и отношения объекта санкций.

Для организаций это создает значительные трудности, поскольку в таком случае не существует конкретного списка, которым можно руководствоваться, но, тем не менее, компании должны следить за тем, чтобы не вступать в деловые отношения с находящимся под санкциями субъектом.

Определение того, какие субъекты подпадают под действие санкций, регулируется строгими правилами, наиболее известным из которых является «Правило 50 процентов» OFAC. Это правило также действует в Евросоюзе, но оно несколько отличается от версии OFAC, что создает дополнительные сложности.

Инструменты для соблюдения санкций

Разработка целостных и целенаправленных мер реагирования для соблюдения санкций начинается с выявления организаций, попавших под действие санкций, с последующим проведением расширенной комплексной проверки на благонадежность (EDD) любой организации, признанной подозрительной.

Помогаем разобраться в сложных системах связей

Когда речь заходит о проверке наличия косвенных санкций, сложные структуры можно разгруппировывать для дополнительной проверки.

В базу данных системы оценки рисков World-Check компании Refinitiv включены все известные санкционные списки. Кроме того, мы круглосуточно и без выходных контролируем и проверяем основные санкционные списки, удаляем повторяющиеся наименования, чтобы облегчить определение риска.

Ежегодно мы проходим сертификацию по Международному стандарту заданий, обеспечивающих уверенность 3000, на полноту, точность и правильность данных о санкциях.

Кроме того, при помощи надежной базы World-Check мы обеспечиваем соблюдение косвенных санкций.

В базу данных вошли записи из надежных и авторитетных источников в которых указано, что физические или юридические лица, которые попали под санкции (OFAC, Евросоюза, ООН, министерства финансов Великобритании) или в список граждан особых категорий и запрещенных лиц (SDN) и в перечень секторальных санкций (SSI), владеют, контролируют, входят в состав совета директоров организации или тесно сотрудничают с ней.

Для облегчения поиска в потоке информации такие субъекты отмечены ключевым словом World-Check, таким образом, мы не пропустим информацию по необходимым субъектам.

Разработка ответных мер с использованием передового опыта

ООН уже разработало наиболее полное практическое руководство для решения проблем, с которыми сталкиваются организации, стремящиеся соблюдать расширяющийся санкционный список.

Со своей стороны, организации смогут упростить соблюдение требований, если выработают более четкое понимание «красных флагов», которые указывают на зоны потенциально повышенного риска, в том числе:

  • Распространенные модели поведения и характеристики, например, когда речь идет о сделках с участием компаний или реципиентов, которые действуют в странах, подпадающих под действие санкций, или в соседних странах.
  • Отклонения в торговой практике, например, когда предложения и условия оплаты не соответствуют соблюдаемым отраслевым нормам.
  • Сомнительные документы, идентификационные данные и поведение, например, когда подлинность удостоверения личности и проездных документов не может быть проверена.
  • Подозрительные финансовые операции, например, когда финансовая операция содержит не полную информацию обо всех участниках операции.

В конечном счете, наличие доступа к полным и надежным данным позволит специалистам в области соблюдения нормативных требований выделять в потоке информации необходимые сведения и выявлять потенциальные риски. В то же время компании смогут эффективно соблюдать обязательства и защитят себя от попадания под санкции в условиях сложной и меняющейся законодательной системы.