1. Главная
  2. Управление рисками и комплаенсом
  3. Директива ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов

Законодательство ЕС

Директивы по борьбе с легализацией преступных доходов

Директивы ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов периодически выпускаются Европейским парламентом и подлежат реализации государствами-членами ЕС в рамках национального законодательства.

Практически всем регулируемым организациям необходимо соблюдать требования к проверке Due Diligence для клиентов в рамках деловых отношений (т. е. выявлять и подтверждать личность клиентов, отслеживать и составлять отчетность по подозрительным операциям). За последние 30 лет Европейский союз (ЕС) неоднократно пересматривал законодательство по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма и выработал последовательный подход к реализации такого законодательства на едином рынке и защите финансовой системы. 

Директивы ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов периодически выпускаются Европейским парламентом и подлежат реализации государствами-членами ЕС в рамках национального законодательства. Каждая Директива охватывает новые дополнения или изменения нормативных требований, предъявляемых к правительствам государств-членов ЕС.

С 2015 г. ЕС принял новую версию законодательных норм, включающую в себя следующие Директивы ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов: 

Шестая Директива по борьбе с легализацией преступных доходов

Шестая Директива ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов (6 AMLD) вступила в силу 3 декабря 2020 г. и должна быть реализована регулируемыми организациями к 3 июня 2021 г. Она направлена на укрепление законов по противодействию легализации преступных доходов в ЕС и расширение ответственности регулируемых организаций в сфере борьбы с финансовыми преступлениями.  

  1. 1

    Шестая Директива ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов предписывает гармонизацию определения первичных преступлений во всех государствах-членах ЕС. К 22 первичным преступлениям в сфере легализации преступных доходов теперь также относятся киберпреступность и преступления в экологической сфере. 

  2. 2

    Согласно новой Директиве инициаторы преступлений, пособники и подстрекатели являются сообщниками, а пособничество, подстрекательство и «самоотмывание» теперь также считаются уголовными правонарушениями. 

  3. 3

    Шестая Директива ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов расширяет объем уголовной ответственности, к которой можно привлечь юридических лиц, например компании или партнерства. Компании могут подвергнуться уголовному наказанию за действия своих сотрудников, замешанных в уголовных правонарушениях. 

  4. 4

    Минимальное наказание за правонарушения, связанные с отмыванием денег, увеличено до 4 лет тюремного заключения.

  5. 5

    Шестая Директива ЕС по борьбе с легализацией преступных доходов охватывает вопрос двойной криминализации, предписывая государствам-членам ЕС признавать определенные первичные преступления, даже если они не являются нарушением закона в данной юрисдикции.

Пятая Директива по борьбе с легализацией преступных доходов

Пятая Директива по борьбе с легализацией преступных доходов (5AMLD) вступила в силу 10 января 2020 года. Она призвана повысить прозрачность и усилить противодействие легализации денег, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма путем ужесточения регулятивных мер контроля в большем числе секторов. Сфера действия Директивы распространяется на биржи виртуальных валют, агентов по продаже и аренде недвижимости, торговцев произведениями искусства, клиентов, претендующих на получение гражданства или вида на жительство через инвестиции, и многие другие категории.

  1. 1

    Для работы с криптовалютами вводятся более строгие меры контроля. Биржи должны будут проходить регистрацию в соответствующих органах в своих юрисдикциях, проводить проверку Due Diligence для клиентов и при необходимости составлять отчеты о подозрительной активности. Подразделения финансовой разведки должны будут вести учет покупателей виртуальной валюты.

  2. 2

    В рамках целенаправленной борьбы с финансовыми преступниками, скрывающимися за сложными и непрозрачными корпоративными структурами, будет уделяться повышенное внимание прозрачности сведений о конечных бенефициарных собственниках. Государства-члены ЕС будут обязаны вести общедоступные национальные реестры конечных бенефициарных собственников.

  3. 3

    Государства-члены ЕС обязаны создавать и публиковать в общедоступных источниках списки действующих ПДЛ, включающие все должности или обязанности, которые считаются политически значимыми.

  4. 4

    Директива распространяется на широкий спектр товаров с высокой стоимостью. Требования к отчетности и правоприменительные меры будут относиться, помимо прочего, к таким категориям товаров, как произведения искусства, нефть, оружие, драгоценные металлы, табак, исторические, культурные и археологические артефакты.

  5. 5

    При взаимодействии со странами с повышенным уровнем риска (особенно со странами, в которых стандарты противодействия легализации преступных доходов не соответствуют стандартам ЕС) компании должны будут выполнить проверку Enhanced Due Diligence, которая также может включать в себя расследование в отношении источников капитала.

  6. 6

    Лимит предоплаченных карт снижен с 250 до 150 евро, при этом применяется лимит в 50 евро для онлайн/дистанционного доступа. Разрешается использовать только карты, выданные в пределах ЕС, а также в странах, где законодательство соответствует стандартам ЕС в области противодействия легализации преступных доходов.

Четвертая Директива по борьбе с легализацией преступных доходов

Четвертая Директива по борьбе с легализацией преступных доходов разработана для укрепления защитных мер ЕС против отмывания денег и финансирования терроризма, а также обеспечения соответствия законодательства ЕС международным стандартам по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Группы разработки финансовых мер противодействия легализации преступных доходов (FATF). Основные изменения включают в себя:  

  • Повышенное внимание к конечным бенефициарным собственникам и углубленной проверке Due Diligence для клиентов 
  • Расширение определения «политических должностных лиц» (ПДЛ) до «национальных влиятельных лиц» 
  • Снижение порога выплат наличными до 10 000 евро (11 250 долларов США) 
  • Включение всего сектора азартных игр, а не только казино 
  • Углубленный подход на основе рисков, требующий применения мер на основе фактических данных